Posted 28 октября 2003, 21:00
Published 28 октября 2003, 21:00
Modified 8 марта, 09:42
Updated 8 марта, 09:42
С утра министр Владимир Зорин и глава Госкомстата Владимир Соколин рассказали об итогах переписи президенту РФ. Они сообщили ему две новости: хорошую и очень хорошую. Первая: Россия – страна «миграционно привлекательная», уступающая первенство по импорту народа из-за границы только США и Германии и далеко обогнавшая Канаду, Великобританию и Израиль.
Вторая новость: зафиксировано превышение доли женщин, имеющих высшее образование, по сравнению с мужчинами. Хотя и те стали намного образованнее.
Беседа с журналистами прошла не в таких радужных тонах, в более непринужденном, доверительном тоне. Г-н Зорин, г-н Соколин и примкнувшие к ним зампред Госкомстата Сергей Колесников и начальник Управления переписи населения и демографической статистики Ирина Збарская говорили больше о вопросах, которые поставила перед Россией перепись-2002, нежели о полученных ответах.
В частности о том, что Россия стареет и редеет...
С точностью до одного процента подтвердился прогноз относительно общей численности россиян: 145, 2 млн. человек. По сравнению с переписью 1989 года мы недосчитались почти двух миллионов сограждан. И в ближайшие 10–15 лет нас будет все меньше и меньше. Если только не...
Тут хочется написать слово «чудо». Но статистика – наука строгая, во всякие там голоса свыше и щучьи веления не верит.
Самый главный статистик страны Владимир Соколин за всю пресс-конференцию ни разу не улыбнулся. Похоже, не видел к тому ни малейшего повода:
– Недавно в одной телепрограмме я услышал вопрос: «Почему русские женщины не рожают от русских мужчин?» Знаете почему? Женщин у нас на 10 млн. больше. То есть рождается больше как раз мальчиков – 105 против 100 девочек. А после 33 лет, возраста Иисуса Христа, мужчины вымирают темпами, несравнимыми с тем, что мы наблюдаем в женской части населения. Еще одна интересная цифра: по итогам переписи, число женщин, заявивших о том, что они состоят в браке, на целый миллион превышает число женатых мужчин. Кто они, эти мужчины: двоеженцы, убежденные холостяки? В любом случае – недобропорядочные отцы семейств. И им, и женщинам еще один ребенок – обуза. Кстати, мы впервые задавали респондентам вопрос о семейном положении, не уточняя, состоят ли они в браке де юре или де факто. И получили цифру, дающую почву для отдельного разговора: из 34 млн. супружеских пар каждая одиннадцатая свои отношения не регистрирует. Не чувствуют уверенности в крепости союза или вообще в завтрашнем дне? Или основа их отношений – не традиционно семейная, с детьми и общим хозяйством, но лежит лишь в области привязанности? Возраст пар, вступающих в брак, между прочим, заметно смещается к старшему, около сорока лет. И это еще один признак того, что Россия стареет...
Г-н Соколин окинул взором зал и продолжал:
– Вижу, тут в основном молодые представительницы прекрасного пола. И хочу сказать: на вас в ближайшие годы ляжет груз ответственности за пенсионеров. Их будет все больше, а детей все меньше, как в большинстве цивилизованных стран. Думаете, в Италии и Франции зря устраиваются манифестации с призывом к власти ужесточить пенсионное законодательство? Люди требуют от своих правительств или того, чтобы они сами заботились о стариках, или того, чтобы старики как можно позже выходили на пенсию. А у нас пенсионный порог – один из самых низких в мире...
На вопрос корреспондента «НИ», действительно ли четвертое место по численности в нашей стране занимают китайцы ( в сентябре мы опубликовали данные независимого исследования, говорящие именно об этом), министр Зорин заявил:
– Перепись опровергла и этот, и еще несколько расхожих мифов. Китайцы не вошли даже в 25 первых позиций. Граждан РФ китайской национальности всего лишь 40 тыс., и еще 120 – граждан КНР, постоянно у нас проживающих. Ваш вопрос интересен в том плане, что проведенная перепись впервые отметила представителей национальностей, которых раньше в официальных документах вообще не было: например, кряшен, крещеных татар или казаков (не путать с казахами). Как известно, казаки до революции были одним из сословий, а никак не народностью. Но сегодня представители малых национальных и этнических групп всерьез озабочены самоидентификацией. Наша перепись зафиксировала 160 национальностей и более 800 «самоназваний» малочисленных групп людей. И число будет расти. Для примера скажу, что более тысячи человек назвались американцами...
Получив от министра столь исчерпывающий и неожиданный ответ, корреспондент сравнил опубликованную в «НИ» десятку «главных народов России» с официальными цифрами.
У нас были названы (по мере уменьшения численности): русские, татары, украинцы, китайцы, армяне, народы Дагестана, азербайджанцы, чуваши, башкиры, чеченцы. А вот список Госкомстата: русские, татары, украинцы, башкиры, чуваши, чеченцы, армяне, мордва, белорусы, аварцы. Вот она, разница между независимой экспертизой и государственным подходом к делу!..
Кто же мы? То есть кто есть среднестатистический россиянин? Изучив пресс-релиз, можно сделать вывод: это женщина-мигрантка с одним ребенком и высшим или средним специальным образованием, живущая в городе и состоящая, судя по всему, во втором браке. Трудится она в поте лица не в госсекторе, а на частного работодателя. И судя по тому, что ей чуть за 30, ее ждет впереди много чудес. В отличие от нашей общей матушки-родины.