Бомба под «короля динамита»

22 октября 2003, 00:00
Во вторник исполнилось 170 лет со дня рождения «короля динамита» Альфреда Нобеля. Традиционные торжества по этому поводу омрачились скандалом. Обиженный американский физик пытается опротестовать решение Нобелевского комитета, присудившего в этом году премию в области медицины и физиологии двум ученым из США и Британии.

Альфред Нобель умер 10 декабря 1896 года, оставив состояние в 60 с лишним млн. фунтов стерлингов. В составленном им завещании говорилось: «Все мое движимое и недвижимое имущество должно быть обращено в ликвидные ценности, а собранный таким образом капитал помещен в надежный банк. Эти средства должны принадлежать фонду, который ежегодно будет вручать доходы от них тем, кто за прошедший год внес наиболее существенный вклад в науку, литературу или дело мира и чья деятельность принесла наибольшую пользу человечеству».

С тех пор Нобелевская премия считается едва ли не самой престижной наградой в мире. О ней мечтают. К ней стремятся. За нее борются. Для кого-то эта борьба становится делом жизни. Таковой она, видимо, стала для Рэймонда Дамадьяна, 67-летнего нью-йоркского физика, одержимого идеей доказать всему миру, что он не меньше других лауреатов достоин быть ее обладателем. Так, в канун знаменательной даты (170-летия со дня рождения великого ученого) Дамадьян объявил на весь мир, что в этом году Нобелевскую премию по медицине и физиологии вручили ошибочно.

Напомним, что ее счастливыми обладателями в этот раз стали американец Пол Лотербур из университета штата Иллинойс и англичанин Питер Мэнсфилд, сотрудник Ноттингемского университета. Специалистами был отмечен изобретенный ими метод магнитно-резонансной томографии (МРТ), позволяющий обследовать человеческие органы и ткани без оперативного вмешательства и без вредного воздействия излучения. Вскоре после того как их объявили лауреатами, Дамадьян попытался опровергнуть решение комитета. Свои претензии ученый высказал в двухстраничном обращении под названием «Ужасная несправедливость, которая должна быть исправлена», опубликованном в двух наиболее влиятельных американских изданиях – газетах «Нью-Йорк таймс» и «Вашингтон пост».

«Безусловно, Мэнсфилд и Ротербур сделали очень много для развития метода МРТ. Однако их работа строилась на фундаментальном открытии, сделанном мной еще 30 лет назад, и патентом на которое я владею с 1970 года», – говорится в заявлении Дамадьяна, за публикацию которого он, кстати, заплатил около 120 тыс. долл.

Справедливости ради оскорбленный ученый предлагает внести его имя в список лауреатов премии и выдать причитающуюся ему часть вознаграждения. Для медиков оно, напомним, составило 1,3 млн. долл.

Специалисты тем не менее заранее уверены в том, что рассчитывать Рэймонду Дамадьяну в принципе не на что. И дело здесь даже не в справедливости или, наоборот, несостоятельности его претензий. За все время существования премии решения Нобелевского комитета ни разу не отменялись. Их не принято ставить под сомнение. «Для нас все люди делятся на две категории: тех, кто получил награду, и тех, кому она не досталась. И это не обсуждается», – заявили в комитете в ответ на недовольство обиженного физика. Он же продолжает настаивать на своем и «не намерен прекращать борьбу от имени всех незаслуженно забытых», сколько бы времени и, видимо, денег это ни заняло.

#В мире #Новости
Подпишитесь