Posted 15 октября 2003, 20:00
Published 15 октября 2003, 20:00
Modified 8 марта, 09:43
Updated 8 марта, 09:43
Кароль Войтыла уже стал частью истории. Его святейшество – фигура трагическая и противоречивая. Ярчайшая личность, в миру – актер, поэт, драматург, философ, потом – богослов, епископ, кардинал, папа. Встав во главе католической церкви, Иоанн Павел II сломал веками складывавшийся образ римского первосвященника. Он бегал в кроссовках по горным тропам, занимался на тренажерах, плавал в бассейне, играл в теннис и катался на горных лыжах.
При его участии произошло крушение восточного блока. Когда в 1979 году он приехал в Польшу, коммунистическое правительство испытало настоящий шок, увидев миллионы поляков, вышедших на улицы приветствовать наместника Святого Петра. Через год возник профсоюз «Солидарность», объединивший поляков в борьбе с режимом, а Войтыла на деньги Ватикана закупил типографское оборудование для польских забастовщиков. Так прямо и откровенно в политику не вмешивался ни один из понтификов ХХ века. Первый и последний советский президент Михаил Горбачев после знакомства с Иоанном Павлом II как-то сказал, что, если бы римским папой был выбран другой, вся мировая история могла пойти по иному пути.
После развала восточного блока Иоанн Павел II посвятил себя борьбе за мир. Произнес свыше 3000 речей, его проповеди слышали 250 миллионов человек. Весной этого года он выступал против войны в Ираке. Несмотря на это, Нобелевскую премию мира за 2003 год присудили не ему, хотя итальянские газеты поторопились поздравить его накануне.
Понтифик реабилитировал Галилео Галилея, принес извинения за Крестовые походы и склонил голову перед жертвами Холокоста. Он первым из пап перешагнул пороги мечети и синагоги, он назвал евреев «нашими старшими братьями» и начал диалог с другими мировыми религиями. Но, оставаясь при этом, как ни странно, догматиком, издал эдикт о причащении, сделавший невозможным совместные богослужения протестантов и католиков. Глава Римской церкви проводит агрессивную политику, стремясь распространить католичество повсюду, даже в России, из-за чего наш Патриарх так и не допустил его визита к российским католикам. Если судить по историческим трудам Иоанна Павла II, он, как и многие поляки, не смог преодолеть неприязнь к нашей стране, обусловленную прошлым. Всего за годы своего понтификата он посетил 129 стран и причислил к лику святых 473 человека. В эту пятницу он присоединит к ним мать Терезу.
Здоровье 83-летнего юбиляра внушает самые серьезные опасения. Болезнь Паркинсона, от которой папа страдает около 15 лет, прогрессирует. Лекарства уже не помогают унять трясущиеся руки и страшные головные боли. Сказываются и последствия выстрела турецкого террориста Али Агаджи, напавшего на папу 13 мая 1981 года. После покушения Иоанн Павел II перенес шесть операций. Кто стоял за спиной террориста – КГБ, ЦРУ или турецкая экстремистская организация «Серые волки», – осталось невыясненным до сих пор. В последнее время престарелого понтифика во всех путешествиях и даже при перемещениях внутри Апостольского дворца Ватикана сопровождает бригада личных медиков, а рядом с папскими покоями оборудована небольшая многофункциональная амбулатория. Передвигается понтифик в основном на специально сконструированном кресле. Но из-под его одеяний по-прежнему выглядывают кроссовки, которыми он когда-то поразил Ватикан.
Консерваторы считают, что он больше не в состоянии исполнять обязанности пастыря Католической церкви и высказываются за его отречение. Впрочем, влиятельный член Римской курии (правительство Святого престола) португальский кардинал Хозе Сараива Мартинс заявил, что Папа сможет продолжать свою миссию даже в том случае, если полностью лишится дара речи. Его святейшество на это отвечает: «Христос не сам прекратил свои крестные муки».
На официальную неделю торжеств, начавшуюся в Италии в понедельник, приехали 135 кардиналов-выборщиков, которым, скорее всего, в недалеком будущем предстоит выбирать нового папу. В Римской курии их приезд называют «генеральной репетицией». Уже известны лидеры противоборствующих группировок, взвешиваются их шансы, создаются и разваливаются коалиции. Но, как известно, в результате выбирают не самого на первый взгляд сильного, а того, чья кандидатура вызывает меньше всего возражений. Четверть века назад именно таким победителем стал польский кардинал Кароль Войтыла, получивший большинство голосов только после восьмого тура голосования.