Летом этого года Северо-кавказское отделение ФМС МВД РФ проводило проверку обеспечения всем необходимым беженцев в лагерях на территории Ингушетии и Чечни. В результате ревизии были вскрыты многочисленные финансовые нарушения. Например, проверяющие обратили внимание на то, что все распределяемые между беженцами продукты питания, стройматериалы и предметы быта обходятся государственной казне подозрительно дорого. Розничные цены на самое необходимое были завышены в несколько раз по сравнению с рыночными и даже магазинными.
Как выяснилось, работой с поставщиками, закупкой продукции и дальнейшим распределением ее по лагерям на Северном Кавказе занимается центральная база ФМС МВД РФ, которая официально именуется «Государственным учреждением МВД РФ по обеспечению материально-технических ресурсов на Северном Кавказе». Все склады и офис расположены в Кабардино-Балкарии. Заподозрив, что все махинации с ценообразованием происходят на базе, ревизоры провели здесь проверку и отправили результаты в Москву. Масштабы финансовых афер и приписок настолько потрясли руководство ФМС, что вскоре было принято решение отправить в Кабардино-Балкарию комиссию.
Каким-то образом о готовящемся мероприятии узнал начальник базы Хасен Нибежев. Он не стал медлить и тут же вылетел «решать вопрос» в Москву.
В конце прошлой недели в Управление собственной безопасности пришел высокопоставленный чиновник из ФМС МВД РФ и заявил, что Нибежев предлагает ему крупную взятку за то, чтобы на его базе не проводилось никаких проверок. Мало того, он пообещал чиновнику взаимовыгодное сотрудничество. Встреча была назначена в подземном гараже гостиницы «Космос». Оперативники снабдили чиновника специальной аппаратурой и отправили на разговор с начальником базы.
В назначенное время в гараже появился роскошный BMW 7-й серии. Нибежев отправил водителя погулять и вступил в переговоры со своим «спасителем». Из этой беседы оперативникам стало известно, что Нибежев как минимум восемь лет занимается масштабными аферами с бюджетными средствами и имеет высокопоставленных подельников в высших эшелонах власти. Вот лишь некоторые выдержки из разговора:
– Убрать комиссию?
– Да, полностью убери, на…она там нужна. Все равно там сидят два крушника (сотрудники контрольно-ревизионного управления. – «НИ»). На вот, здесь пятьдесят (50 тыс. долл. – «НИ»).
– Это за что?
– Это только за то, что я до сих пор с вами еще не работал. Я с другими людьми работал. Не буду тебе говорить, с кем, но работал. Я просто вижу, что у них теперь отношение ко мне плохое. Хочу, чтобы этот вопрос теперь закрылся на этих пятидесяти тысячах. Чтобы нормальное уже отношение, б.., было. Если вы мне доверяете и хотите дальше работать, 5% от общей суммы, которые я буду усваивать по закупкам, я возвращаю вам. Я тебе скажу, что я всегда работал под 5% от общей суммы по закупке. Вы мне перечисляете деньги и даете распоряжение на закупку, я через три дня прилетаю в Москву, отдаю ваши 5% и дальше уже сам занимаюсь закупками. Схема эта наработанная, на х… нам велосипед изобретать. Эта схема работает уже восемь лет. Я закупки сделаю без всяких торгов и конкурсов и никто не сможет нас обвинить. Вот такое у нас основание есть, б… Нам же нужно кормить людей, б…. Идет так?
– Ясно. А сколько обычно перечисляют на закупку?
– Ну, 70–74 миллионов рублей.
– А сколько значит от них 5%? Миллион долларов, что ли?
– Ты что, б.., миллион долларов (смеется). Сто тысяч долларов получается.
Нибежев передал новой «крыше» первый транш в 50 тыс. долл. и пообещал ежемесячно платить по 150 тыс. долл. плюс 5 % от ежемесячной суммы, которую ФМС будет направлять на его базу для нужд беженцев. Как видно из разговора, в среднем эти суммы составляли 2 млн. долл. ежемесячно. По расчетам экспертов, только на «откаты» чиновникам он тратил до полумиллиона долларов в месяц. После того как все вопросы были решены, оперативники задержали Нибежева. Арест стал для него полной неожиданностью. Вначале он находился в состоянии шока, но затем пришел в себя и даже стал предлагать понятым выполнить его поручения.
«Станешь на всю жизнь богатым, если позвонишь и сообщишь обо всем моей женщине», – заговорщицки шептал им Нибежев.
Оперативники обыскали начальника базы и нашли у него пачку долларов. На вопрос, что это за деньги и сколько их, Нибежев снисходительно ответил: «Не знаю я, сколько, зачем мне мелочь считать». Неожиданно он схватился за сердце и осел на землю. Оперативники вызвали бригаду «скорой помощи», которая отвезла его в 20-ю горбольницу. Сейчас Нибежев находится там.