Архитектурный «Оскар»

15 октября 2003, 00:00
Всю неделю в Центральном выставочном зале столицы будут демонстрироваться достижения российской архитектуры последних пяти лет. К концу смотра лучшим проектам и постройкам вручат «Хрустальных Дедалов» – главные национальные награды в области архитектуры.

Сам фестиваль, организованный Союзом архитекторов РФ, проходит уже одиннадцать лет, но его главная интрига – приз хрустальный «Дедал» (памятный знак, похожий на небоскреб) – появилась только два года назад. Эта награда закрепила новый статус смотра: во-первых, он стал международным, во-вторых, общедоступным – из Дома архитектора переместился в Манеж. Со временем учредители надеются сделать из фестиваля что-то вроде архитектурного «Оскара». Однако пока героев градостроительного искусства знают лишь единицы.

Судя по лауреатам, которым достались «Дедалы» прошлого и позапрошлого годов, жюри «Зодчества» консервативно и явно заискивает перед центральной властью. На всех прошлых конкурсах основные дипломы и призы распределялись между Москвой и Петербургом. Причем статуэтки уходили не столько даже за архитектурные идеи, сколько за инженерные новшества. Например, два года подряд высшую награду получали московские стадионы – сначала крытый конькобежный центр в Крылатском, а потом футбольный стадион «Локомотив». Естественно, не осталось без приза и любимое детище главного московского архитектора Михаила Кузьмина – комплекс «Москва-Сити». А одного из «Дедалов», к ужасу искусствоведов, удостоился Андреевский мост через Москву-реку. Его историки архитектуры считают памятником культуры, обезображенным стеклопакетами.

В этом году, чтобы избежать обвинений в официозности, организаторы решили учредить еще и премию прессы – «Икар», пригласив в совет ведущих архитектурных критиков. Еще одним новшеством нынешнего фестиваля стал конкурс в номинации «Деревянное зодчество». Таким образом, учредители фестиваля решили поддержать традиции строительства русского деревянного дома, пусть даже преображенного в дачу или коттедж.

Всего в экспозиции «Зодчества 2003» представлены проекты из 32 российских регионов. Однако при том, что выставка достижений архитектурного хозяйства позиционирует себя как общенациональная и даже международная, большинство стендов нынешнего арх-Манежа все-таки занимают столичные проекты. Не случайно первый же день работы фестиваля посвящен Москве. Шестнадцатого октября участники «Зодчества 2003» совершат, как стало ясно из расписания, «экскурсию по столичным новостройкам». Особый день отведен Ярославлю и Ярославской области. Но самый большой сюрприз оставлен на воскресенье, 19 октября. В этот день свою архитектуру покажет Республика Саха (Якутия). Когда корреспондент «Новых Известий» поинтересовался у организаторов, какого рода сооружения заявила Якутия (кроме геологических вышек, конечно), то получил ответ: «В Сахе архитектура еще посильнее столичной – модернизм на каждом шагу». Однако как бы ни обстояло дело с Якутией, самым популярным участником выставки будет все-таки не она. Наибольший интерес уже вызывает стенд, на котором представлены все проекты конкурса на новое здание Мариинского театра в Петербурге. И вообще петербуржцы с их юбилейно-реставрационным прорывом числятся главными фаворитами нынешнего фестиваля. Московский лидер – Дом музыки на Красных Холмах. Однако кому же в результате достанется главный архитектурный «Оскар», станет известно через неделю. Объявление победителей «Зодчества 2003» состоится на закрытии фестиваля, 21 октября.



#Новости #Культура
Подпишитесь