Накануне венской встречи специальный уполномоченный Генерального секретаря ООН в Косове посол Харри Холкери заявил, что «диалог в Вене – это не переговоры о политике и будущем статусе края Косово». Однако, скорее всего, этими словами он просто не хотел «вспугнуть» переговорщиков, которые и так с подозрением относятся друг к другу. Достаточно сказать, что косовский премьер-министр Байрам Реджепи демонстративно отказался приехать в австрийскую столицу. Выступая в воскресенье по косоварскому телевидению, он сказал, что для переговоров «еще не наступило время» и вообще «косовары сами должны решать, где и о чем разговаривать». Ситуацию спас президент Косова Ибрагим Ругова, давший свое согласие на поездку в Вену. Сербскую делегацию возглавляет премьер-министр Сербии Зоран Живкович.
О том, что эти переговоры – событие экстраординарное, свидетельствует необычайно представительный состав участников. Открывает ее лично канцлер Австрии Вольфганг Шюссель. Ожидается, что для участия в переговорах в Вену прибудут верховный комиссар Европейского союза по вопросам внешней политики и безопасности Хавьер Солана, генеральный секретарь НАТО Джордж Робертсон, действующий председатель Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ), глава внешнеполитического ведомства Нидерландов Яаап де Хооп Схеффер и другие политические и государственные деятели Европы, а также делегации членов Контактной группы по Косово, в том числе российская во главе с директором 3-го Европейского департамента МИД России Александром Алексеевым.
Разумеется, главный для всех вопрос, от которого не уйти и который будет обсуждаться в кулуарах: что делать дальше? Официально Косово продолжает оставаться в составе Сербии и живет под управлением миротворческой миссии ООН. По существу, с попустительства миротворцев и наблюдателей ОБСЕ край обрел все атрибуты государственности – парламент, правительство, президента. К тому же косовские албанцы практически выдавили из Косово представителей всех других национальностей, не только сербов, но и мусульман, и даже цыган, и теперь требуют не только автономии, но и полного отделения от Сербии. Белград по-прежнему считает это покушением на свою целостность и требует права на свое участие в управлении этой территорией и возвращения изгнанных сербов в свои дома.
Только возвращаться им уже некуда – они давно заняты переселенцами из соседней Албании. К тому же американцы уже строят на территории Косово одну из самых современных военных баз, по слухам, в районе обнаруженных урановых месторождений. Им тоже сербский протекторат совсем ни к чему. Не случайно накануне встречи в Вене австрийские газеты публиковали мнения многих экспертов по Балканам, считающих, что единственным решением вопроса стало бы официальное признание независимости Косова.
Впрочем, чтобы подсластить пилюлю, высказывалась мысль и о том, что за независимость косоварам надо бы пожертвовать северную часть края, где находятся исторические сербские святыни. Как полагают, сербов, находящихся сейчас в полной экономической зависимости от Запада, мог бы устроить такой вариант обмена. Беда только в том, что для руководителя любого уровня в Сербии такое согласие означает политическую смерть.
«Суть встречи – попытаться найти предварительное международно-правовое обоснование предоставления независимости Косово или хотя бы прозондировать отношение к этому участников переговоров. Сами же переговоры, скорее всего, символические. Вряд ли они будут продуктивными. Но они нужны Западу для создания иллюзии, что начался какой-то процесс. На самом деле никакого процесса пока не наблюдается», – заявил «Новым Известиям» директор Института славяноведения и балканистики РАН Владимир Волков. Кроме того, по его мнению, отделение Косова не только не успокоит ситуацию в регионе, но и спровоцирует македонских албанцев на радикальные выступления.