Posted 13 октября 2003, 20:00
Published 13 октября 2003, 20:00
Modified 8 марта, 09:44
Updated 8 марта, 09:44
Судя по списку законотворцев, в стороне от «народной» темы обязательного автострахования не остался ни один из партийных блоков: КПРФ, СПС, ЛДПР, «Народные депутаты»…
Авторы двух проектов предлагают радикальное решение проблемы – полную отмену обязательного автострахования в России. Один из них был внесен депутатом и президентом «Союза автомобилистов России» Виктором Похмелкиным, другой – депутатская инициатива левых – Василия Алтухова, Виктора Илюхина, Сергея Решульского, Ивана Никитчука и Алексея Пономарева. Последние озаботились «значительным снижением жизненного уровня малообеспеченных граждан в связи с увеличением расходов на содержание транспортного средства». Главный же автомобилист страны г-н Похмелкин предлагает вообще признать действующий закон об ОСАГО утратившим силу и предоставить экспертам возможность провести работу над ошибками.
Противники «автогражданки» надеются, что им удастся добиться хотя бы приостановления действующего закона до начала 2005 года. За это время, по их мнению, можно будет внести «социальные» поправки и подготовить новую редакцию закона. Однако, по мнению экспертов, отмена закона об ОСАГО может привести к необходимости расторжения всех ранее заключенных соглашений и возврату выплаченных страховых возмещений. К середине октября, по данным Российского союза автостраховщиков, полисы ОСАГО приобрели около 3 млн. человек (8–10% всех владельцев машин).
Все прочие законопроекты – это предложения по изменениям и дополнениям. Они отличаются друг от друга по форме, но повторяются по сути: снижение базовых тарифов и увеличение суммы страхового возмещения, введение понижающих коэффициентов для малообеспеченных и льгот для социально незащищенных категорий граждан. Ряд авторов законопроектов считают, что страховые тарифы должны утверждаться федеральным законом, а не постановлением правительства, как сейчас. Причем по сравнению с действующими тарифные ставки должны быть снижены в 2 раза. Кроме того, страховые выплаты должны индексироваться вместе с тарифами (сегодня они жестко закреплены законом). Страховую компенсацию по жизни и здоровью пострадавшим депутаты предлагают сделать безлимитной, как принято в большинстве стран, где давно действует обязательная «автогражданка». Еще одно необходимое условие для соблюдения равновесия между интересами страховщиков и страхователей, по мнению некоторых законотворцев, – введение механизма «автоматизма выплат», которого в настоящее время нет. Сейчас, для того чтобы страховая компания выплатила компенсацию пострадавшему, водитель застрахованной машины должен представить ряд документов, в том числе заключение независимой экспертизы и справку ГИБДД. Депутаты предлагают ввести такой порядок, при котором бы компании вначале выплачивали компенсацию пострадавшим, а потом проводили расследование и экспертизу.
Одним словом, «день водителя» на Охотном Ряду обещает массу любопытных коллизий. Депутаты готовы отчаянно сражаться за звание главного народного радетеля. Выборы ведь совсем скоро.