Новое палестинское правительство имеет в своем составе всего восемь министров, и срок его полномочий ограничивается текущим месяцем. Предполагается, что до 31 октября в палестинском руководстве сумеют разрешить имеющиеся противоречия и сформируют такой кабинет, состав которого удовлетворит и палестинских ветеранов, и США, и, главное, с которым Израиль будет вести переговоры. «Яблоком раздора» между Ясиром Арафатом и Ахмедом Куреи стала должность министра внутренних дел. Из-за аналогичного конфликта, кстати, в сентябре ушел в отставку предшественник Ахмеда Куреи Махмуд Аббас. Дело в том, что палестинское министерство внутренних дел – это больше чем просто полиция. Это практически весь силовой блок, в ведение которого входят собственно полиция, подразделения гражданской обороны, разведка и контрразведка, пограничники и национальная гвардия. Понятно, что контроль над всей этой структурой в конечном счете определяет, кто именно руководит Палестинской автономией.
На этот раз страсти разгорелись вокруг персоны Насера Юсефа, который был назначен вместе с остальными министрами указом Арафата. Но присягать президенту новоявленный министр отказался, заявив, что и кабинет, и он сам должны быть сначала утверждены парламентом. Арафат, видимо, только этого и ждал и немедленно предложил на место Насера Юсефа своего человека, Хакама Балауи. Но тут возмутился Ахмед Куреи, полагая, что такая кадровая чехарда отрицательно скажется на и без того невысоком авторитете правительства.
Договориться удалось только в ночь на воскресенье. Согласились на том, что правительство принесет присягу Ясиру Арафату и будет работать в нынешнем виде до конца октября. Контролировать МВД пока будет сам премьер-министр, и он же проведет консультации с парламентом, чтобы в ноябре сформировать нормальный кабинет. Впрочем, это новое правительство Ахмед Куреи возглавлять не намерен. Об этом он заявил вчера же на заседании ЦК ФАТХа. Так что за оставшиеся неполные три недели Арафату предстоит определиться не только с персональным составом кабинета, но и с личностью премьера.
Все эти правительственные коллизии развивались на фоне продолжающейся операции, которую израильская армия проводит в городе Рафах на крайнем юге сектора Газа, возле египетской границы. В субботу израильское командование сообщило о ее завершении и выводе танков (около 40 машин) из этого населенного пункта. Однако вчера ближе к вечеру израильтяне снова вернулись в город, отключили электричество, перекрыли водопровод и заблокировали движение транспорта. Военные ищут каналы контрабанды оружия из Египта и сообщили, что нашли очередной туннель, по которому контрабанда переправляется под линией границы. Самого оружия, правда, не обнаружили, а туннель взорвали. Кроме того, были взорваны или снесены бульдозерами около десятка домов. В ходе операции погибли девять палестинцев.
Между тем попытки вывести мирный процесс из тупика продолжаются. В минувшие выходные израильские оппозиционные политики встречались в Иордании в одном из отелей на Красном море с палестинцами, пытаясь нащупать точки соприкосновения и возобновить переговорный процесс. Израильскую делегацию возглавлял лидер левого движения «Шахар» Йоси Бейлин, палестинскую – министр информации автономии Ясир Абд Раббо. Стороны не приняли какого-либо официального документа, ограничившись обменом мнениями, в ходе которого постарались прояснить свои позиции.