Posted 8 октября 2003, 20:00
Published 8 октября 2003, 20:00
Modified 8 марта, 09:44
Updated 8 марта, 09:44
Директор Института социально-экономических проблем народонаселения Российской академии наук, член-корреспондент РАН Наталья Римашевская недавно заявила о том, что к середине XXI столетия в России будут проживать 100 миллионов человек. Эти выводы были сделаны на основе данных Госкомстата, обработанных сотрудниками института. Они означают, что нас станет меньше на целую треть! Причина – «состояние износа и усталости», в котором сегодня мы пребываем. Продолжительность жизни россиян, которым перевалило за 25, уже ниже той, что была характерна для Российской Империи конца XIX века: сегодня она составляет 59 лет у мужчин и 72 года у женщин.
Главный санитарный врач Минздрава РФ Геннадий Онищенко в свою очередь обнародовал еще более плачевные цифры. По прогнозам того же Госкомстата, численность экономически активного населения на январь 2002 года составляла чуть больше 71 млн., то есть примерно половину всего населения страны. По словам г-на Онищенко, наметилась печальная тенденция: каждый год в России умирают более одного миллиона граждан, из них 600 тысяч – трудоспособного возраста. 80% от этого числа – мужчины. Смертность представителей «сильного пола» в 4 раза превосходит женскую.
Работать на частных предприятиях опасно
По словам главсанврача, большинство смертей можно было предотвратить, поскольку все они так или иначе связаны с тяжелыми условиями работы. Банальное «жить в принципе опасно» мы научились произносить с удивительной легкостью, не задумываясь над тем, что кому-то все-таки живется опаснее, чем остальным.
Хуже всего дело обстоит на частных предприятиях: там более 35% работающих больны. Шум и вибрация составляют долю в 37,5 % от всех основных факторов риска. Промышленные аэрозоли – причина заболеваний рабочих в 27,2 % случаев, физические перегрузки – в 17%.
Больше всего профзаболеваний в угольной промышленности, цветной металлургии, тяжелом машиностроении. 20% профессиональных заболеваний приходится на женщин (здесь большинство – ткачихи). В последние годы каждый пятый работающий россиянин вынужден был уйти на инвалидность в возрасте до 45 лет.
Редкий руководитель вкладывает средства в улучшение условий труда на своем производстве, хотя на многих заводах и фабриках износ оборудования составляет от 50 до 80%. Есть, отчего заболеть.
20 литров против 8
Кто не сгорел на работе, того настигают алкоголь, табак и наркотики. По стандартам Всемирной организации здравоохранения, ситуация в стране становится опасной, когда потребление алкоголя (в пересчете на спирт) превышает 8 литров в год на человека. В 1999 г. этот показатель в России составил 16,5 литра, сегодня он, возможно, приближается к 20 литрам, если иметь в виду нашу «великую пивную революцию». Ежегодно 300 тысяч наших сограждан умирают от заболеваний, связанных с курением, 70 тысяч – от употребления наркотиков.
Госкомстат беспристрастно фиксирует рост больных туберкулезом, СПИДом, гепатитом, даже сифилисом. Заболеваемость возрастает, а доступность лечения снижается: лекарства день ото дня дорожают. В итоге – в трудоспособный и репродуктивный возраст вступает больное поколение, в два с половиной раза увеличилось число новорожденных с тяжелыми недугами...
Сомнительная сенсация
И вот на фоне всей этой черной цифири – сенсация: в Москве подскочила рождаемость! В течение только одних суток в середине минувшего лета в 30 роддомах появились на свет 300 младенцев! Специалисты Министерства экономического развития и торговли РФ так обрадовались рекорду, что немедля сели за расчеты и составили свой прогноз: рождаемость в России в ближайшие два года резко увеличится. Так, если в 2002 году на 500 родительских пар приходилось по 9,1 ребенка, в 2005 году уже будет 10,3! Если бы...
Детишки появились на свет не оттого, что «жить стало лучше, рожать стало веселее». Просто сработал в очередной раз причудливый «эффект демографии». Через пару лет столь утешительные показатели рухнут. «Просто за последние годы подросло поколение рубежа 70–80-х. Детей, родившихся в ту пору, было чуть больше, чем в 60-х, – объясняет Сергей Захаров, зав. лабораторией анализа и прогнозирования воспроизводства населения Института народнохозяйственного прогнозирования РАН. – Во-вторых, к критической возрастной черте сегодня вплотную подошло поколение женщин, усвоивших западную модель устройства жизни, – «бизнесвумен» и «эмансипе», которые в постсоветские времена приняли решение сначала крепко встать на ноги и лишь потом рожать. Эта категория сегодня реализует отложенное на десять лет рождение чада.
Сергей Захаров признает, что советские традиции заводить детей в молодом возрасте разрушены. Контрацептивы тоже сыграли свою роль.
Психологи уверяют: заставить женщин рожать много детей могут лишь очень сильные морально-психологические, религиозные и нравственные факторы. Опыт всех экономически развитых стран печален. Редко кто из благополучных европейцев позволяет себе завести двух детишек. Большинство имеют одного. Или вообще отказываются от обузы воспитания потомства ради возможности пожить в свое удовольствие. Наши европеизированные юные «герл-френды», держа носики, украшенные пирсингом, по ветру, не торопятся надевать материнский хомут».
Президент благотворительного фонда «Защита семьи, материнства и детства» Светлана Рудина полагает, что «в этом виноваты матери, не готовящие своих девочек к полноценной семейной жизни». Многодетные семьи большинство россиян просто раздражают.
Иметь ребенка в России нынче удовольствие дорогое. В столице роды стоят 800–1000 долларов. Деньги, которые выделяет государство на ребенка, смехотворны по сравнению с реальными потребностями.
Валерий Елизаров, директор Центра по изучению демографических проблем, сообщил на прошлой неделе, что если в 1990 г. в России детское население составляло 40 млн., то сегодня – чуть больше 30 млн. Через семь лет число снизится до 25 млн. Так что бум рождаемости нам не грозит. Следует подчеркнуть, что «молодые мамы» будут в основном «старородящими», как именуют в медицинских документах тех, кто решился обзавестись ребенком после тридцати.
На помощь государства нельзя рассчитывать
На Западе человек свое здоровье холит и лелеет, и в этом ему основательно помогает государство. Так обстоит дело сегодня, так было вчера. В приснопамятной ГДР гражданин имел право на два оплачиваемых отпуска: один – для укрепления морального состояния, то есть для активного отдыха и путешествий, второй – для оздоровления и лечения.
Россиянин вынужден заботиться о себе сам: выжить, вырастить детей, накопить если не на старость, то хотя бы на черный день, купить квартиру, прокормить стариков родителей. Государство от всего этого самоустранилось и лишь ужесточает законы. До детей ли? По мнению демографа Валерия Елизарова, стремительное старение нации можно приостановить двумя факторами: улучшить экономические условия и увеличить пособия на детей.
Два года назад власти заявили, что начинается время практических действий: разработали «Концепцию демографического развития». Все шаги расписали до 2015 года. Но уже сегодня можно констатировать: концепция осталась всего лишь декларацией о благих намерениях.
Нет строгого контроля за качеством алкогольной продукции. Нет развитой сети телефонов доверия, психиатрической и психологической помощи для тех, кто решил свести счеты с жизнью. Ничего не сделано, чтобы экономически заинтересовать работодателя и снизить травматизм и профессиональную заболеваемость. Пособия на детей чуть увеличились, но все съела инфляция. Лишь немногие многодетные молодые семьи получают безвозмездные субсидии и льготное кредитование. В области миграционной – провал. Если в 90-е годы внешняя миграция восполняла численность населения РФ, равную естественной убыли, то сейчас миграционный поток иссякает благодаря «мудрым» шагам власти, крайне усложнившей приток населения из бывших республик Союза.
В общем, невеселое будущее сулят нам социологи и демографы.
По прогнозам ООН, к 2050 году Россия выйдет на первое место в мире по «убыли» населения. США за это же время планируют увеличить число своих граждан в три раза – до 349 миллионов.