Posted 23 сентября 2003, 20:00
Published 23 сентября 2003, 20:00
Modified 8 марта 2024, 09:46
Updated 8 марта 2024, 09:46
Если быть объективным, то поражение страны в «битве за урожай-2003» есть прямой результат полной беспомощности федерального министра и неспособности сделать хоть что-то для российской деревни. В этом году урожай зерновых будет явно меньше. По самым оптимистичным прогнозам, то есть по оценкам Минсельхоза, в стране будет собрано 65–70 млн. тонн зерна. Реально же – вряд ли больше 60. Губернатор Саратовской области Дмитрий Аяцков, знающий, в отличие от Гордеева, ситуацию не понаслышке, и вовсе прогнозирует 50 млн. тонн. При том, что потребности России составляют 72–74 млн. тонн зерна. На сегодняшний же день намолочено на 24 млн. тонн меньше, чем за аналогичный период прошлого года. В чем же причины этой системной неудачи?
Во-первых, Минсельхоз не сделал ничего для создания системы обеспечения хозяйств высококачественным сортовым материалом. В результате резко снизится качество хлеба, который мы будем есть. Ведь сортового зерна для хорошего белого хлеба не будет – его соберут на треть меньше. Во-вторых, сказывается и отсутствие удобрений. Отсюда и качество урожая, ибо какое может быть зерно на истощенных землях? На вопрос, а что сделал министр сельского хозяйства для исправления ситуации, ответ прост: ничего. В-третьих, на прежнем, полуубитом уровне остается и техническая база. Впрочем, есть еще в-четвертых и в-пятых – снабжение ГСМ, долги за электроэнергию и т.д., и т.п. Все это говорит об одном: глава Минсельхоза со своими прямыми обязанностями не справляется.
Результаты деятельности ведомства Алексея Гордеева мы уже ощутили на себе: за лето цены на хлеб выросли более чем на треть. Причем не только в Москве, где, как известно, пшеница не произрастает, а в житницах России – Ростовской области, на Ставрополье. И этот рост цен не остановить. Например, в Белгородской области рост цен уже преодолел 30-процентную планку. А при низком сборе нового урожая цены на зерно растут точно в такой же пропорции. Тем более что регионы не хотят отдавать зерно перекупщикам, как они вынуждены были сделать в прошлом году. Кстати, с подачи Алексея Гордеева. Своего пика цены на хлеб достигнут к зиме. И эксперты уже говорят, что они будут выше, чем в дефицитном 99-м году.
Может возникнуть вопрос: а разве у государства нет запасов, ведь прошлый год был такой хлебородный, что даже не знали, куда эту пшеницу девать. Ответ на него могут дать аудиторы Счетной палаты, которые проверили деятельность министра Гордеева в этой сфере.
Действительно, в прошлом году зерна собрали много, но благодаря Минсельхозу крестьяне не смогли продать урожай по нормальным ценам и вынуждены были отдать его перекупщикам всего по полторы-две тысячи рублей за тонну. Для того чтобы хоть как-то поддержать аграриев, государство взяло кредит у Сбербанка на закупку зерна – шесть миллиардов рублей. Однако глава Минсельхоза провернул очень хитрую комбинацию. Во-первых, так называемый конкурс проводила аффилированная с ним структура – «Федеральное агентство по регулированию продовольственного рынка», получившая за неведомые никому услуги не 1% от суммы сделок, как положено по закону, а целых 2,7%. Нехитрый подсчет показывает, что 2,7% от шести миллиардов составляет ни много, ни мало 162 миллиона рублей. То есть 162 000 000 рублей, или 5 миллионов 226 тысяч долларов, ушли в сторону Алексея Гордеева и его ведомства. Где они, что с ними стало, уплачен ли с них налог, неведомо никому. Во-вторых, в этом «конкурсе» почему-то участвовали только фирмы-посредники, а не производители. Наконец, в-третьих. Упомянутые шесть миллиардов были Минсельхозом потрачены. Однако в государственные закрома было засыпано всего 20% от оплаченного зерна.
Надо отметить, что все это результат проверки аудиторов Счетной палаты. Вызванный в связи со столь скандальными результатами на парламентские слушания Алексей Гордеев ничего депутатам объяснить не смог и привычно рассказывал про непогоду и трудности с ГСМ.
По всей видимости, поэтому к весне госзапас был почти равен нулю. Можно предположить, что «пропавшие» 80% на самом деле были успешно перепроданы за границу. Кстати, из урожая прошлого года Россия экспортировала 14 миллионов тонн зерна – на несколько миллионов тонн больше, чем позволяли ее возможности. Министерство явно не думало о вопросе продовольственной безопасности и социальной напряженности. Впрочем, и здесь возникает вопрос, на этот раз о судьбе денег, вырученных от продажи зерна за рубеж. Нельзя исключать, что и в этом году закрома Родины могут оказаться пустыми. Зато г-н Гордеев пообещал продать 5 миллионов тонн зерна в Европу. Да еще на Украину миллион тонн по цене позапрошлого года. Это, видимо, и есть меры по защите сельского хозяйства России…
Тем временем регионы, махнув рукой на главного агрария страны, пытаются решать проблемы сами. В городах Кавминвод создаются запасы зерна. Подобный НЗ формируется в Иркутской области. В Кемерове губернатор Тулеев уже снимает бронь с резервного фонда, чтобы сдержать цены на хлеб хотя бы до конца года на уровне 4,80 руб. за буханку. В соседних областях уже по 6 рублей. Но, похоже, министру Гордееву до этого нет особого дела. Он создает партии, посещает образцово-показательные хозяйства и встречается с редакторами районных газет.
Между тем новости с уборочной похожи на фронтовые сводки: Амурская область – план заготовки семян и сена под угрозой срыва. Коми – плохой урожай картофеля, причина – нет удобрений. Архангельская область – отставание в уборке зерновых, озимые недосеяны на треть. Красноярский край – собрано только 30% зерновых. То же самое в Ивановской области. Челябинская область – судебные приставы арестовывают урожай зерна у предприятий АПК – задолжников по ГСМ, электроэнергии и т.п. И этот ряд можно продолжать.
Словом, ситуация выглядит крайне сложной. На этой основе вполне возможно возникновение социальной напряженности. Ведь недостаток зерна приведет не только к удорожанию хлеба. Нечем будет кормить скотину, особенно в подсобных хозяйствах, и ее начнут резать. Понятно, что все это не прибавляет доверия к властям, тем более перед парламентскими и особенно президентскими выборами.