Posted 22 сентября 2003, 20:00
Published 22 сентября 2003, 20:00
Modified 8 марта 2024, 09:46
Updated 8 марта 2024, 09:46
Молдавский порт начинался восемь лет назад со строительства нефтяного терминала. Главной его целью было избавить страну от зависимости от топливно-энергетического экспорта. 80% бензина и солярки в республику традиционно шло из России. Предполагалось, что по Черному морю, а затем по Дунаю в Молдавию будут завозить нефть из Саудовской Аравии и Объединенных Арабских Эмиратов, сливать в терминал емкостью 1 млн. тонн и перерабатывать на месте.
За дело взялись две греческие строительные компании. Соучредителем стал Европейский банк реконструкции и развития, вложивший в предприятие 20 млн. долларов – половину стоимости. Через четыре года стройку заморозили. В немалой степени по вине Украины, у которой в 50 км от молдавского новостроя расположен порт Рени. Появление конкурента грозило ему потерей грузопотоков. Потому Киев начал оспаривать тот участок дунайского берега, который Кишинев считал своим. Пограничные споры длились два года, в результате молдаване получили половину от того, на что рассчитывали, – 500 метров речного берега. Специалисты подсчитали, что и этого достаточно, чтобы обустроить причал. Причал обустроили, но на этом европейские деньги кончились, был объявлен новый конкурс среди инвесторов.
В тендере на совместное строительство значились несколько российских компаний и Мальтийский орден. Кишинев сделал выбор в пользу россиян. Министерство транспорта России предложило ЗАО «С».
Министр экономики Молдавии Мариан Лупу сказал корреспонденту «Новых Известий», что сделка, которую до конца года подпишут премьеры обеих стран, обоюдовыгодна. Молдавия в перспективе сможет завозить свои товары в Россию (а это 80% всего экспорта) водным путем, который дешевле наземного, да еще и в обход Украины – транзит через нее делает молдавские фрукты и овощи «золотыми». Россия получит выход к Дунаю. Мало того, молдавские эксперты говорят, что в будущем суда типа «река-море», которыми будет представлен молдавский флот, смогут ходить и под российским флагом. Москва получит налоговые и концессионные льготы, правда, взамен должна будет погасить молдавские долги по терминалу. Для российского инвестора существует и определенный риск: он приходит фактически на руины, и потребуется немало времени, чтобы появилась реальная отдача.
У проекта в Кишиневе не только сторонники. К примеру, менеджер АО «Терминал», ведущего строительные работы в селе Джурджулешты, Яков Магоряну открыто заявляет о намерении препятствовать его реализации. Он объяснил корреспонденту «НИ» свою позицию тем, что сомневается в платежеспособности и репутации стратегического инвестора. В кишиневской прессе с подачи Магоряну вокруг терминала разгорелся скандал. Но в министерстве экономики Молдавии считают этот шум пустым. По словам Мариана Лупу, рекомендация российских правительственных структур – достаточная гарантия надежности намечающегося партнерства.