Posted 16 сентября 2003, 20:00
Published 16 сентября 2003, 20:00
Modified 8 марта, 09:46
Updated 8 марта, 09:46
Проект резолюции, резко критикующей решение Израиля «удалить» палестинского президента с территории автономии был внесен Анголой и Сирией. В первоначальном варианте, однако, не были предусмотрены жесткие меры по противодействию автономным радикалам, и это стало основным аргументом американского представителя Джона Негропонте. Он сказал, что не готов поддержать документ в том виде, в каком он представлен, и нужно время для его тщательного изучения и дальнейшей переработки. При этом большинство участников дебатов резолюцию одобрили, согласившись с тем, что Тель-Авив превысил свои полномочия и нарушил международные нормы, решив выслать с территории палестинской автономии (ПА) ее лидера.
В числе примкнувших к сторонникам анголо-сирийской инициативы была и Россия. Первый заместитель нашего представителя в ООН Геннадий Гатилов сказал, что «осуществление этого решения (о депортации Арафата. – Прим. ред.) стало бы серьезной ошибкой, чреватой самыми негативными последствиями». По мнению Гатилова, такой шаг перечеркнул бы перспективу мирного урегулирования палестино-израильского кризиса и привел бы к неконтролируемому развитию событий.
Его поддержал и спецпредставитель генсека ООН на Ближнем Востоке Терье Род-Ларсен. Он заявил, что с Ясиром Арафатом нельзя не считаться, поскольку он «воплощает самосознание и национальные устремления народа Палестины». Однако столь серьезные доводы не убедили США в необходимости принятия резолюции, осуждающей правительство Ариэля Шарона. Негропонте усмотрел в документе «явную враждебность» по отношению к Израилю.
Прокомментировать ситуацию, сложившуюся на нью-йоркских заседаниях, мы попросили известного российского востоковеда, автора недавно вышедшей книги об истории отношений между Россией, Западом и исламским миром, академика РАЕН, профессора Леонида Медведко. Он полагает, что разворачивающиеся вокруг Ясира Арафата события – естественное продолжение тех бурь, которые пронеслись над Ближним Востоком за последние полвека. Дело в «раздвоении» его политической личности. С одной стороны, Арафат – лидер палестинской революции, и в этом качестве Израиль намерен применить к нему санкции. Но с другой стороны, Арафат – глава, пусть и признанного только теоретически, палестинского государства, и в таком качестве его высылка и вообще любые насильственные действия против него противоречат международным законам и практике ООН.
Позиция США, полагает профессор Медведко, легко объяснима: США, будучи стратегическим союзником Израиля, стремятся оградить его интересы. Нельзя забывать и о сильном давлении, которое оказывает на американскую администрацию «сионистское лобби», активно поддерживаемое израильским правительством, «которое ошибочно полагает, что, выслав Арафата, оно сможет решить свои проблемы».
Не стоит забывать и о другом существенном моменте: у США есть право вето. К тому же Вашингтон с октября будет председательствовать в Совбезе, и участники СБ стараются не вступать с ним в ожесточенные дебаты.