Posted 8 сентября 2003, 20:00
Published 8 сентября 2003, 20:00
Modified 8 марта, 09:47
Updated 8 марта, 09:47
Вчера в Вашингтоне начались двухдневные переговоры председателя правления российского газового концерна Алексея Миллера с министром энергетики США Спенсером Абрахамом. Речь идет о возможности широкомасштабных поставок из России в США сжиженного природного газа (СПГ). Этот продукт, как и нефть, можно перевозить на дальние расстояния танкерами. Правда, до сих пор он в России не производится.
Российско-американские переговоры нацелены на перспективу. Только летом этого года Sakhalin Energy, оператор проекта «Сахалин-2», приступил к сооружению первого в России завода по производству СПГ на юге Сахалина. Его производительность составит 10 млн. тонн в год, а продукция будет экспортироваться в основном в страны Азиатско-Тихоокеанского региона. Правда, радость свершения омрачил один нюанс: недавно японская Mitsubishi, акционер «Сахалина-2», подписала 40-летний договор аренды участка в калифорнийском порту Лонг-Бич. Этот участок предназначается под терминал по приему СПГ, и его мощность должна составить 5 млн. тонн. Проект требует одобрения со стороны Федеральной комиссии США по управлению энергетикой (FERC), которое Mitsubishi рассчитывает получить за два года. А ввод терминала намечен на 2006 год.
Выходит, что «Газпром», еще не начав переговоры, уже получил конкурента. И, более того, этому конкуренту уже удалось «обскакать» российского газового гиганта. Такой вывод напрашивался бы сам собой, если бы не объявленная ранее президентами Владимиром Путиным и Джорджем Бушем инициатива по энергетическому сотрудничеству России и США. В Санкт-Петербурге 22–23 сентября пройдет 2-й российско-американский деловой саммит, посвященный этой теме. А на 26–27 сентября намечены переговоры между Россией и США на высшем уровне.
Понятно, что в этой ситуации российским и американским чиновникам необходимо срочно договориться о масштабных проектах по экспорту наших энергоресурсов на североамериканский континент. Чтобы «друг Владимир» и «друг Джордж» могли бы в рамках официальной встречи радостно объявить о конкретных результатах на ниве продвижения своей инициативы. У нефтяников такой проект уже есть (по крайней мере на бумаге) – прокладка «трубы» из Западной Сибири до Мурманска и сооружение здесь глубоководного терминала для перевалки нефти на океанские танкеры. При этом сбыт российской нефти в США гарантирован. У газовиков же пока имеются лишь расплывчатые соображения в части реализации масштабного проекта по освоению Штокмановского месторождения на шельфе Баренцева моря. При этом до последнего дня не были ясны маршруты транспортировки газа: то ли на север Европы, то ли в США. Поскольку «Газпром» был вчера скуп на комментарии, «Новые Известия» обратились за разъяснениями к его партнеру по освоению Штокмана – «Роснефти».
Правда, представитель пресс-службы «Роснефти» Дмитрий Пантелеев не смог сообщить, кто из топ-менеджеров его компании отправился вместе с Алексеем Миллером в Вашингтон. Но он подтвердил, что партнеры продолжают изучать газовые рынки и маршруты транспортировки с Штокмановского месторождения. Однако окончательное решение – то ли «сухой» газ в Европу северным маршрутом (по дну Балтийского моря), то ли СПГ в США – пока не принято. Но в любом случае последнее слово, как подчеркнул представитель «Роснефти», остается за правительством.
Впрочем, до этого вице-президент «Роснефти» Алексей Кузнецов заявлял, что компания сведет переговоры с американской ConocoPhilips о производстве и поставках СПГ с Штокмановского месторождения на рынок США. До этих переговоров рассматривался лишь вариант транспортировки природного газа в Европу, но сейчас, перед началом освоения Штокмана, компания изучает также рынки СПГ. В случае заключения соглашений о поставках планируется построить под Мурманском завод стоимостью 5–10 млрд. долларов, мощность которого может превысить производительность сахалинского завода.
Но в любом случае ясно, что окончательное решение будет принято не завтра. Это зависит прежде всего от того, когда начнется промышленная эксплуатация Штокмановского месторождения. Пока называется 2010 год. Однако эта дата носит условный характер. Стоимость освоения месторождения оценивается в 19–21 млрд. долларов с возможностью увеличения до 30 млрд. долларов. Прежде чем пойти на такие траты, инвесторы должны все досконально просчитать.