Posted 3 сентября 2003, 20:00
Published 3 сентября 2003, 20:00
Modified 8 марта, 09:47
Updated 8 марта, 09:47
Сначалом избирательной кампании средства массовой информации благодаря принятым недавно поправкам в закон о СМИ попали в зависимость к избирательным комиссиям. Вступил в силу новый механизм воздействия на СМИ и оценки их деятельности. Механизм в нашей стране неизвестный и способный повлечь далеко не очевидные последствия.
Главный принцип принятых недавно поправок в закон о СМИ состоит в охране прав кандидата за счет ущемления прав избирающих его людей. Я считаю, что это категорически неправильно, что законодатели совершили грубейшую ошибку, приняв эти поправки. Как бы Вешняков с компанией ни объясняли, что они имеют в виду нечто другое, на деле именно интересы избирателей будут ущемлены за счет закрытия множества областей из жизни кандидата. Допустим, кандидат в молодости избежал военной службы, получив справку, настоящую или липовую, что он – олигофрен. Согласно новой редакции закона о СМИ, сообщать о наличии такой справки запрещено. Но люди, которые будут за него голосовать, должны знать, что либо он действительно олигофрен, либо он здоровый и нормальный жулик. И то и другое может оказаться решающим при размышлении, голосовать за него или нет. Не получив таких сведений, я как избиратель буду обманут и обману свое будущее.
Я убежден, что и средства массовой информации, и избирательные комиссии в равной степени не готовы к работе в новых условиях. И те и другие имеют собственные политические пристрастия. И теперь несходство политических предпочтений у газеты и избиркома может оказаться для газеты гибельным. Даже на коллегиях Минпечати сотрудники региональных подразделений министерства высказывали опасения, что политическая пристрастность региональных избирательных комиссий может сделать процесс специфически управляемым и, соответственно, необъективным.
От «черного PR» поправки в закон о СМИ не избавят. Уже сейчас по всей стране создано множество предвыборных газет, выходящих огромными тиражами и распространяемых бесплатно по почтовым ящикам. В случае нарушения законодательства на закрытие подобной газеты, по расчетам юристов Фонда защиты гласности, уйдет полтора-два месяца. А избирательная кампания длится три месяца. То есть большую ее часть газета будет выходить. И единственное, от чего газеты сегодня избавлены, это от буквального воспроизводства на шапке газет-однодневок бренда действующих газет. Теперь на это наложен запрет. Это – единственный положительный момент в принятых поправках.
А существование законопослушных газет будет поставлено под угрозу. Причем прежде всего не провластных, оппозиционных и олигархических, а тех, которые зависят от читателя. Именно против них в наибольшей степени сработают эти поправки. За центральные СМИ я относительно спокоен. У них есть юристы, которые будут следить, чтобы издание не «подставилось». А в регионах начнется избирательное уничтожение неугодных СМИ.
Продекларированная борьба с «черными» избирательными технологиями на деле обернулась зарегулированностью СМИ до степени, сопоставимой с тоталитарными режимами. По логике эти поправки очень скоро должны быть отменены под давлением общественности. Но, к сожалению, мой личный опыт не раз свидетельствовал, что логика и российское законодательство – это две разные и очень редко пересекающиеся между собой сферы.