По информации анонимного источника в президентских структурах, кремлевские политтехнологи всерьез задумались над консолидацией предвыборных усилий «Единой России», Народной партии и Партии жизни.
Источник утверждает, что в президентской администрации все больше обеспокоены электоральными возможностями НПР и ПЖ, которые в случае, если они не преодолеют пятипроцентный барьер, лишь зря отнимут голоса у «Единой России», что крайне нежелательно. Именно эта опасность объясняет стремление запрячь все три партии в одну упряжку.
Вариант «симбиоза» предлагается следующий: по одномандатным округам «прокремлевцы» пойдут наособицу, а федеральный список сформируют вместе. Однако именно проблема единого списка тормозит пока что процесс братания партий. Участники еще только планируемого союза по-разному видят в нем свою роль. «Пэжисты» и «народники» настаивают на равноправном слиянии. «Единороссы», разумеется, единственно приемлемым вариантом «дружбы» видят поглощение «младших» партий. Конкретные механизмы взаимодействия, впрочем, планируется, по сведениям источника, окончательно доработать до 20 сентября. Как бы то ни было эту тройку, если понадобится, Кремль выстроит по своему усмотрению без всякой головной боли.
Сложнее с другим проектом, также рожденным во властных кабинетах. Речь идет об активно раскручиваемом блоке Сергея Глазьева. Задуманный как средство отбора голосов у коммунистов, он на деле становится немалой угрозой для своих же. По сведениям «Новых Известий», полученным из кругов, близких к администрации президента, левый раскольник с точки зрения перспектив отъема «единороссовских» процентов тревожит собственных политтехнологов куда больше, чем все «райковцы» и «мироновцы» вместе взятые.
Примечательно, что свое место в предвыборных альянсах ищет и еще один, правда, уже считающийся едва ли не провальным кремлевский проект – Партия возрождения России. Вчера лидер ПВР Геннадий Селезнев заявил, что партия проведет предвыборные консультации с ПЖ. Спикер Госдумы отметил идеологическую близость «возрожденцев» не только с ПЖ, но и с НПР, сказав, что все вышеперечисленные «действуют на одной территории – левого центра». Охочий до коалиций Геннадий Николаевич не исключил возможности сотрудничества и с Партией самоуправления трудящихся, а также сообщил, что разговоры с видами на союз велись, помимо этого, с Сергеем Глазьевым и Дмитрием Рогозиным, «но пока блока нет».
«НИ» попытались выяснить официальную позицию по проблеме возможных альянсов у «единороссов» – ведущей «партии власти» и «пэжистов», которые фигурируют сразу в двух последних версиях гипотетических слияний. В «Единой России» отказались комментировать возможность какого бы то ни было блокирования. «Пока на эту тему молчание, – сказала «НИ» сотрудница партийной пресс-службы Татьяна Марченко. – Так что все это слухи». Руководитель управления по связям с общественностью Партии жизни Татьяна Пискарева была еще более категорична: «Это совершенно точно слухи. А Селезнев сам мог все это запустить».
Что ж, всевозможных политических слухов сейчас ходит действительно много. Однако нельзя не обратить внимания на то, что «пока» стало в эти дни едва ли самым употребляемым словом партийных функционеров. Понятно, что не все допущенные в кремлевскую компанию (кроме «единороссов») располагают шансами попасть в Госдуму по одиночке. Еще понятнее, что, имея задачу получить в парламенте конституционное большинство, власть не допустит, чтобы те, у кого нет ясных электоральных перспектив, «били по своим».