Posted 24 августа 2003, 20:00
Published 24 августа 2003, 20:00
Modified 8 марта, 09:48
Updated 8 марта, 09:48
Известный режиссер рассказал «Новым Известиям» о своем новом фильме «Благословите женщину».
–В ваших фильмах всегда доминировали герои-мужчины. Чем вы руководствовались, выбирая для экранизации книгу, где все повествование построено на судьбе женщины?
– Руководствовался интуицией. Однажды у Феллини я прочитал, что режиссер часто не понимает, о чем его фильм. То есть он чувствует, но словами определить не может. Это и правильно, потому что определить – значит ограничить. Я давно хотел снять «Это», но не знал, что «это такое». И вдруг наткнулся на повесть моей любимой писательницы Елены Венцель. Ее псевдоним И. Грекова, то есть «игрекова». Она математик, доктор наук и замечательная писательница, на мой взгляд, так и не оцененная по достоинству. Так вот, я наткнулся на ее повесть «Хозяйка гостиницы» и вдруг понял, что это и есть «Это» – то, о чем я давно хотел рассказать.
– Вы никогда раньше не снимались в собственных фильмах. Ваш герой здесь – человек, который находит в себе смелость сказать правду о том, что на самом деле происходит в стране. Почему вы решили «взять на себя» именно эту роль?
– Во-первых, меня убедили, что я хороший артист. Все говорили: «Ведь ты хорошо сыграл там и там». Впрочем, я не очень в это верю... А тут случайно получилось. Артист, который должен был сниматься, много капризничал и вообще не приехал. Мы были в экспедиции: техника стоит, танки, лагерь построен, все очень дорого. Я говорю костюмеру: «За два дня шинель скроишь?» – «Да». А оказалось, что и шить-то не надо – та, что есть, подошла.
– Ваш главный герой, которого играет Александр Балуев, из-за своей черствости вызывает, по крайней мере у женской аудитории, чувство глубокой ненависти. А как вы его оцениваете?
– Как человек он мне одновременно и нравится, и не нравится. Он ведь далеко не всегда жесток. Ведь когда отдает сына в интернат, он не отталкивает его, а старается спасти. Если вы помните, в свое время был указ, когда судебным преследованиям, а иногда и расстрелу подвергались дети, достигшие 12 лет. В моем фильме очень много непонятного для молодых, которые не знают новейшей истории. Ведь современные молодые не знают, когда Отечественная война началась, что уж говорить о финской войне, в которой участвует герой Балуева. А ведь это была большая война. Там погиб почти миллион человек, а сколько попало в плен, в сталинские лагеря… Никто из сегодняшней молодежи не знает, что такое 4 октября 1957 года… Но я намеренно не стал ничего специально объяснять. Кто захочет узнать – пусть спросит у бабушки или залезет в энциклопедию.
– Если о мужском персонаже можно думать по-разному, то женщина у вас всегда беззаветно любящая, гибкая, покорная – она вызывает восхищение. Ваша героиня – ваш личный идеал женщины?
– Отчасти да. И еще. Это фильм и о моей маме. Хотя судьба моей мамы совсем не похожа на судьбу Веры. Знаете, еще на стадии сценария мне многие говорили, что это и об их маме. Я спрашивал: «А что, твоя мама была женой военного?». – «Нет. Но это точно о моей маме». Да, все наши родители были похожи, потому что тому поколению многое пришлось вынести. Очень жалко, что сегодня о них часто забывают их дети и общество. Кстати, вернуть уважение нашим старикам я уже во втором фильме призываю. «Ворошиловский стрелок» тоже об этом.
– Ваша героиня внешне очень совпадает с представлениями о русской красавице. И все же, утверждая на роль актрису-дебютантку, вы сильно рисковали.
– Конечно рисковал. Я боялся, что вообще не найду героиню. А тут вдруг пришла девочка на пробы в массовку. Я ее увидел и понял, что это и есть Вера. Мы с ней поговорили, и я очень расстроился, узнав, что ей всего девятнадцать. Но, к счастью, она оказалась хорошо воспитанной, из хорошей семьи, не москвичка, что, кстати, тоже очень важно, без налета этой столичной мишуры, которую трудно выбить из артиста. Я ею совершенно очарован – и как человеком, и как артисткой. Что до внешности, я и искал именно такую – крупную, фактурную. Я все время думал, почему сегодня в моде такие худые селедки, с несуразно длинными ногами, между которыми какой-то огромный просвет, без груди, без задницы. Я думаю, это во многом зависит от того, что в модельном бизнесе бал правит публика нездоровая, отсюда эти желания видеть женщину, похожую на мужчину. Если бы те, кто заправляет в модельном бизнесе, да и в кинематографе, были бы здоровы, то я уверен, что идеалом женской красоты снова стали бы Венера Милосская, Афродита, женщины Боттичелли… Я, конечно, не брал на себя смелость предполагать, что после моей картины идеал женской красоты изменится, но я бы очень этого хотел.
Станислав Сергеевич Говорухин родился 29 марта 1936 года в г. Березники Пермской области. В 1958 году окончил геологический факультет Казанского государственного университета. Работал геологом. В 1966 году, с отличием окончив режиссерский факультет Всесоюзного государственного института киноискусства, начал работать на Одесской киностудии. С 1987 года – режиссер «Мосфильма». Он снял целый ряд лент, в числе которых «Вертикаль», «Место встречи изменить нельзя», «В поисках капитана Гранта», «Десять негритят», «Ворошиловский стрелок», «Контрабанда». Хорошо известны актерские работы Станислава Говорухина в фильмах «Асса», «Сукины дети», «Анкор, еще анкор!», «Орел и решка», а также его работа в качестве сценариста картины «Пираты XX века». Широкий общественный резонанс получила его художественно-документальная трилогия «Так жить нельзя» (премия «Ника-90») – «Россия, которую мы потеряли» – «Великая криминальная революция» (приз «Золотой витязь-94»).
С начала 90-х Станислав Говорухин активно включился в политическую жизнь страны. В августе 1991-го находился в стенах Белого дома. В 1993 году избирался депутатом Госдумы РФ по списку Демократической партии России, а в 1995-м возглавил ее фракцию. На декабрьских выборах в том же году в нижнюю палату прошел уже по одномандатному списку и примкнул к депутатской группе «Народовластие». Возглавлял думский Комитет по культуре. В декабре 1999 года был избран депутатом Госдумы третьего созыва по списку ОВР. В нынешней Думе – зампред Комитета по культуре и туризму. Дважды выдвигал свою кандидатуру на пост президента страны: в ноябре 1995-го – по спискам ДПР и в феврале 2000-го – от ОВР.