Posted 14 августа 2003, 20:00
Published 14 августа 2003, 20:00
Modified 8 марта, 09:49
Updated 8 марта, 09:49
В конце августа правительство может решить, кто будет контролировать негосударственные пенсионные фонды (НПФ). Основных претендентов пока два: Министерство труда и социального развития и Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг.
Надежду на скорое завершение «баталии» между двумя ведомствами высказал вчера руководитель инспекции НПФ при Минтруде Вячеслав Батаев во время подведения итогов работы негосударственных пенсионных фондов за первое полугодие 2003 года. По его словам, в России сейчас действует 286 таких фондов. Их услугами пользуются свыше 4 млн. 870 тыс. россиян. За 2-й квартал 2003 года собственное имущество фондов увеличилось на 6,9 процента – до 87 млрд. рублей. Эта сумма складывается из пенсионных резервов НПФ, которые составили 61,039 млрд. рублей, и совокупных вкладов учредителей.
При этом Батаев подчеркнул, что с увеличением количества НПФ ужесточается и контроль над ними. Например, более чем 70 фондам уже велено исправить нарушения, а действие лицензий девяти фондов решено приостановить. Более того, инспекция в ближайшее время подаст иски в суд, чтобы лишить лицензий ряд пенсионных фондов, нарушающих закон о лицензировании.
Такой усиленный надзор за деятельностью НПФ, судя по всему, призван продемонстрировать правительству, насколько хорошо Минтруд справляется со своими обязанностями. Ведь именно правительство должно определиться: оставить право контролировать эти фонды за Минтрудом или передать его Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг (ФКЦБ). Желание ведомств регулировать НПФ вполне объяснимо. По прогнозам Минэкономразвития, в накопительную пенсионную систему в 2004 году поступит 2,4 млрд. долларов. По оценкам аналитиков, частному пенсионному сектору достанется около 10 процентов этих денег, что составит немалую сумму. Именно поэтому чиновникам так важно, кто будет осуществлять функции надзора за деятельностью НПФ.
Оба ведомства разработали собственные проекты постановления на этот счет еще в прошлом месяце. И каждая структура в этих документах приписывает функции регулирования именно себе. При этом инспекция НПФ предлагает ужесточить требования к инвестиционному портфелю. В частности, Минтруд настаивает на том, чтобы фондам было разрешено до 100 процентов пенсионных резервов инвестировать в госбумаги. ФКЦБ же предлагает 20 процентов вложить в акции и облигации. Наконец, Минтруд хочет исключить ФКЦБ из списка организаций, которые должны сообщать о нарушениях при инвестировании пенсионных средств.
В начале августа эти проекты поступили в правительство. Но в ожидании приговора чиновники не сидят сложа руки. Например, Минтруд уже нашел поддержку у вице-премьера Галины Кареловой, которая курирует социальный блок. Как заявил Вячеслав Батаев, два дня назад прошло согласительное совещание, на котором вице-премьер одобрила проект Минтруда. Правда, по его словам, в ближайшее время подобное совещание должно состояться в Министерстве финансов. Вице-премьер Алексей Кудрин рассмотрит проект ФКЦБ. Одним словом, оба ведомства явно ищут помощи у вышестоящих чиновников.
Впрочем, не исключено, что Министерство финансов само включится в борьбу за такой лакомый кусок, как пенсионные резервы. Дело в том, что это ведомство назначено регулятором инвестиционной части пенсионной реформы. А НПФ – непосредственная часть этого рынка. Более того, замминистра финансов Михаил Моторин неоднократно говорил, что Минфин не прочь взять на себя функции контроля над НПФ. Таким образом, на поле денежной брани может появиться новый и очень сильный игрок, который в состоянии «обставить» конкурентов.