В понедельник вечером в Махачкале был убит бывший депутат Госдумы Надыр Хачилаев. Под пули он попал буквально на пороге собственного дома, когда выходил из своей «Тойоты-Лендкрузер». Огонь по нему был открыт из проезжавшей мимо машины «ВАЗ-21099». В Хачилаева попали две пули – одна в левое плечо, другая – в сердце. По дороге в больницу он скончался.
Прокуратурой Советского района возбуждено уголовное дело по ст. 105 УК РФ «Умышленное убийство». В руках у оперативно-следственной бригады уже есть существенные улики: в ночь на вторник на улице Пархоменко в Махачкале был обнаружен автомобиль, на котором скрылись преступники (кстати, на этой же улице расположен особняк мэра Махачкалы Саида Амирова – одного из «официальных врагов» клана Хачилаевых). Оружие валялось в салоне машины. Это автомат Калашникова и пистолет-пулемет «Кедр», с 1996 года числящийся в розыске как утерянный «федералами» в Чечне. Официальный владелец автомобиля уже установлен, но, как это часто бывает, он был первым, но не последним хозяином «девяносто девятой». Еще в декабре он перепродал машину жителям Гудермеса и выправил им генеральную доверенность. Личности покупателей установлены, они разыскиваются.
Версии произошедшего пока не озвучены. В кругах, близких к семье Хачилаевых, говорят о политическом мотиве убийства. В последнее время Надыр делал попытки вернуться в большую политику – в мае выдвигался в депутаты Народного собрания республики (проиграл во втором туре), собирался баллотироваться в депутаты Госдумы. Однако всерьез эту версию мало кто воспринимает – после убийства в 2000 году старшего из братьев, Магомеда, семья Хачилаевых потеряла былое влияние.
Среди недругов Надыра поговаривают о кровной мести. В 1991 году ее жертвой уже стал самый младший из братьев – Адам. В ответ «кто-то» уничтожил семью убийцы – выходца из Чечни. Но, по некоторым данным, «вендетта» была прекращена после встречи «авторитетов» с той и другой стороны. Есть еще родственники погибших от рук охранников Хачилаева милиционеров. В мае 1998 года в перестрелке у дома Надыра погибли пятеро омоновцев. Слухи о том, что братья одного из них поклялись отомстить, долго еще ходили по Дагестану, а сейчас получили новую подпитку.
Это лишь самые яркие примеры далеко небезгрешной биографии Хачилаевых. На заре дикого капитализма эти спортсмены-каратисты пользовались славой «крутых беспредельщиков», наложивших руку на все сферы легального и теневого бизнеса в Дагестане.
Кризис произошел в 1998 году. Экономические ресурсы из рук полукриминальных лидеров переходили под контроль чиновников. Братья попытались стать респектабельными политиками. Магомед стал депутатом НС, работал заместителем министра сельского хозяйства. Надыр в 1996 году был избран депутатом Госдумы.
В мае 1998 года после перестрелки и гибели милиционеров власти попытались арестовать братьев, однако толпа их сторонников смяла милицейские кордоны и захватила здание Госсовета и правительства Дагестана. Мятеж продолжался сутки. Люди разошлись лишь после обещания амнистии и проведения всенародных выборов президента. Однако вскоре Магомед был арестован, а лишенный Госдумой неприкосновенности Надыр скрылся в Чечне. Он не поддержал вторжение боевиков в Дагестан, что не помешало властям объявить его экстремистом-ваххабитом. В октябре 1999 года он был арестован.
Они с братом Магомедом предстали перед судом и были осуждены на 2,5 и 3 года заключения условно. В ноябре 2000 года Магомед Хачилаев был застрелен своим бывшим охранником якобы на бытовой почве. Надыр же ушел в тень, а в январе 2002 года был вновь арестован по подозрению в причастности к теракту на улице Озерная в Махачкале. Тогда в результате подрыва военного грузовика погибли 7 солдат ВВ МВД России. Доказать причастность Надыра к этому преступлению не удалось.
Помимо возвращения в политику, Надыр Хачилаев рассматривал и другие варианты. Известно, что был уже практически решен вопрос о его назначении на пост начальника отдела ресурсов и снабжения махачкалинского участка Северо-Кавказской железной дороги. Не исключено, что это «хлебное» место заинтересовало кого-то еще.