Инфекционный занавес

7 августа 2003, 00:00
От новых правил регистрации иностранцев выигрывают лишь чиновники

В России уже два месяца действуют новые правила регистрации иностранцев. Теперь для того, чтобы получить вид на жительство или разрешение на временное проживание, необходимо представить в ОВИР медицинские справки об отсутствии у человека ряда заболеваний. Такая практика действует во многих западных странах и в принципе не ущемляет ничьих прав. Однако, как это часто бывает в России, вся эта процедура доведена до полного абсурда. В посольствах большинства иностранных государств до сих пор не знают о нововведении.

Приказ МВД «Об организации деятельности органов внутренних дел РФ по оформлению и выдаче иностранным гражданам разрешений на временное проживание и видов на жительство» действует в России с 1 июня 2003 года. С этого дня каждый честный иностранец, желающий жить в России, обязан представить в ОВИР «документ, выданный полномочным органом иностранного государства или полномочным учреждением здравоохранения РФ, подтверждающий, что заявитель (члены его семьи) не болен наркоманией и не страдает ни одним из инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих».

Список болезней впечатляет. Нужно принести справки об отсутствии у вас ВИЧ, сифилиса, хламидиоза, шанкрота, туберкулеза и пройти осмотр у дерматовенеролога (для выявления случаев заболевания проказой). Перед этим пунктом закона, по идее, все равны: как граждане развитых стран, так и многочисленные переселенцы из бывших советских республик. И посол США, и таджикский гастарбайтер обязаны представить одинаковый набор справок.

Однако на деле ситуация оказалась чрезвычайно запутанной.

В представительствах западных стран утверждают, что медосмотр граждане этих государств обычно проходят перед приездом в Россию. А в иных посольствах стран СНГ вообще не слышали о новых правилах.

«В Америке, перед тем как выехать в любую страну, проходят огромное количество медицинских освидетельствований, – рассказали «НИ» в посольстве США. – Мы не знаем о том, что в России теперь нужно представлять такие справки. Скорее всего, ОВИРы просто принимают заключения американских специалистов».

Примерно в таком же ключе высказались в посольстве Великобритании. Секретарь посла Узбекистана вообще не слышал о справках. Лишь сотрудники посольства Азербайджана знали о новых порядках, но заверили нас, что «с этим у них проблем не возникает».

В департаменте здравоохранения Московской области нам рассказали, что причиной введения новых правил стало «ухудшение ситуации по заболеваемости туберкулезом». По словам сотрудников департамента, эта мера вынужденная, так как ОВИРы осаждали граждане бывших советских республик, обладающие настоящим букетом различных заболеваний.

Законопослушные граждане иностранных государств, которые решили сделать все по правилам и отправились собирать необходимые справки, столкнулись с массой проблем.

Комунэлла Моисеевна Маркман долгое время прожила в Грузии. Сейчас она прописана в Москве, но все еще живет по грузинскому паспорту. Особых трудностей у нее не возникало, разве что голосовать на выборах Элла (так ее зовут все знакомые) Маркман не могла. Однако с 1 января будущего года заканчивается срок годности старых паспортов. Чтобы получить новый паспорт и российское гражданство, пенсионерке пришлось отправиться по диспансерам.

Вообще, к трудностям ей не привыкать. В конце тридцатых годов Комунэлла Моисеевна Маркман была членом Тбилисской антисталинской организации и даже обдумывала покушение на Берию. Ее не расстреляли только потому, что на короткий срок в стране была отменена смертная казнь. Эллу Маркман осудили по 58-й статье и отправили в лагеря. В Сибири эта хрупкая женщина провела 8 лет. Она укладывала шпалы, а по вечерам писала и читала сокамерницам стихи.

Никакого направления на медобследование в паспортно-визовой службе Элле Маркман, разумеется, не дали, лишь перечислили, какие справки нужно принести. Сначала она обратилась в районный наркологический диспансер, откуда ее отправили в другое медучреждение, так как освидетельствования для регистрации производят только в одном месте в Москве, на Неглинной. Затем москвичку с грузинским паспортом направили в кожно-венерологический диспансер, где пожилую женщину освидетельствовали на предмет заболеваний, передающихся половым путем. Потом нужно было посетить еще и туберкулезный диспансер.

– Я уже несколько лет живу в Москве, и мне в принципе не составляет труда позвонить или узнать другим способом нужную информацию. Но мне интересно, – считает Элла Маркман, – как люди, которые только что приехали в Москву, смогут сориентироваться во всех этих больницах, справках и анализах.

А самое интересное начинается после того, как все справки собраны. Чтобы получить официальную индульгенцию из ОВИРа, придется запастись терпением. На проверку этих документов чиновники потратят примерно полгода. Именно такой срок определен законодательством. Поэтому до сих пор нет еще ни одного решения о «прописке» иностранца по новым правилам. Об этом «Новым Известиям» прямо заявили в 1-м ОВИРЕ ЦАО Москвы.

#Экономика #Новости
Подпишитесь