Вчера Владимир Путин завершил официальный визит в Малайзию. Поездка должна была состояться еще в начале июля, но из-за террористического акта на концерте в Тушино, где погибли 14 человек, была перенесена на более поздний срок. Взрыв на территории военного госпиталя в Моздоке, унесший гораздо больше жизней, уже не мог помешать визиту: слишком большие надежды возлагали на него наши экспортеры вооружений.
Нынешний визит главы российского государства в столицу Малайзии Куала-Лумпур – первый за 35-летнюю историю двусторонних отношений. Почести, с которыми здесь встречали Владимира Путина, соответствовали значимости события. Правда, церемония официальной встречи состоялась только на второй день его пребывания в стране, зато с почетным караулом, исполнением гимнов и 21 залпом артиллерийского салюта. Перед зданием парламента его приветствовали король Малайзии Сайед Сираджуддин и члены правительства. Владимир Путин не жалел добрых слов и жестов в адрес принимающей стороны. Перед началом переговоров он оставил запись в книге почетных гостей: «Рад возможности познакомиться с жизнью замечательной и счастливой страны» и вручил премьер-министру Малайзии Махатхиру Мохамаду российский Орден Дружбы в знак признания его «особых заслуг в укреплении дружественных отношений с Россией».
Результаты поездки не обманули ожиданий «Рособоронэкспорта». Как и было запланировано, Малайзия подписала с нами контракт на поставку 18 российских истребителей Су-30 МКМ. Это принесет России более 900 миллионов долларов, причем, как подчеркнул первый заместитель гендиректора «Рособоронэкспорта» Сергей Чемезов, «в валюте, а не пальмовым маслом». Важно, что контракт позволит загрузить работой Иркутское авиапроизводственное объединение (ИАПО) и смежные производства еще на несколько лет.
Вообще это были звездные часы нашей оборонки. В частности, было заключено соглашение о приобретении партии вертолетов Ми-17-1В, достигнута договоренность о создании в Малайзии регионального центра по продвижению российского самолета-амфибии Бе-200 на рынки Юго-Восточной Азии, проявлен живой интерес к заказу в России военно-морских судов.
Кроме того, были подписаны еще два документа. Под соглашением между правительством РФ и правительством Малайзии о научно-техническом сотрудничестве с российской стороны подпись поставил министр промышленности, науки и технологий Илья Клебанов, а межправительственное соглашение о сотрудничестве в области информационных и коммуникационных технологий подписал министр по связи и информатизации Леонид Рейман.
Конечно, мы не могли не сделать ответного широкого жеста, и не пообещать отправить малайзийского космонавта в космос на два года раньше, чем планировалось, а именно, уже во второй половине 2005 года. До визита в Малайзию мы говорили, что очередность расписана до 2007 года.
Удивил хозяев и Владимир Путин, заявив о желании России вступить в члены Организации Исламская Конференция (ОИК), для начала в качестве наблюдателя. Под конец визита он встретился с вице-премьером страны Абдуллой Бадави, который в октябре этого года станет председателем ОИК, и попросил поддержать эту идею. Конечно, аргументы у нас достаточно веские. Число российских жителей мусульманского вероисповедания превышает 20 млн. человек, напомнил российский президент. Это много больше, чем во многих мусульманских странах, и членство в этой организации помогло бы нам решить многие проблемы. Однако по традиции в нее входят лишь те страны, где мусульмане составляют больше половины населения страны. Странно, что советники не рассказали об этом президенту.