Posted 3 августа 2003, 20:00
Published 3 августа 2003, 20:00
Modified 8 марта, 09:50
Updated 8 марта, 09:50
Старая Москва тихих переулков гибнет у нас на глазах. За последнее десятилетие в городе снесено около трехсот зданий исторической застройки, среди них – почти 50 памятников архитектуры, находившихся под охраной государства. На их месте возникли «новоделы». «Перелицованные» здания ничего общего не имеют с традиционной архитектурой старой Москвы, но этот процесс широко рекламируется, как грамотная «реставрационная политика спасения исторического наследия».
Любой мало-мальски сведущий архитектор объяснит, что реставрация – это восстановление в первоначальном виде тех памятников, которые пострадали от времени или испорчены, искажены позднейшими переделками. Городские власти, играя терминами, называют этот процесс «реконструкцией», но в правильно написанном, но мало применяемом законе об охране памятников это слово вообще отсутствует. При деликатном отношении к архитектурному наследию «реконструкция» применима лишь к инженерным, тепловым и другим сетям и коммуникациям, которые нужно обновить, приспосабливая памятник к дальнейшему использованию. После «реставрации по-московски» не остается ничего подлинного – памятник просто сносят, сам объект реставрации исчезает.
Так уничтожен и заставлен бетонными коробочками ансамбль Кадашевской набережной, на очереди набережная Софийская, как раз напротив Кремля. Новоиспеченный громадный дом рядом с рестораном «Прага» добил старый Арбат, Остоженка уже воспринимается не как древняя московская улица, а как адрес нового «элитного» района. Принято решение о сносе Военторга на Воздвиженке, хотя пока еще нет проекта того здания, что будет построено на этом месте. Исчезнут и четыре корпуса во дворе Средних Торговых рядов работы архитектора Клейна, что рядом с собором Василия Блаженного. Их заменит многоуровневый гараж администрации президента. В проекте, пока не утвержденном, есть и создание вертолетной площадки в Кремле, в нескольких десятках метрах от колокольни Ивана Великого. Хорошо все-таки, что товарищ Сталин очень боялся летать, а то бы уже имели аэродром на Соборной площади или в Александровском саду.
Главная проблема исторического центра Москвы в том, что те, от кого зависит судьба его застройки, старинный город не любят. За его ветхими фасадами они видят только материальную запущенность и техническое неустройство «большой старой деревни». За этими неурядицами никаких историко-художественных достоинств городской застройки старой Москвы чиновники не замечают. Для них это «рухлядь», которую надо снести, а если попадается что-то ценное, но уж очень ветхое, то сломать и построить из более крепкого материала. А лучше возвести новое, фешенебельное и непременно большое сооружение.
Справка «НИ»
Утраченные памятники московской архитектуры XVII–XIX веков:
Статья 33 Закона города Москвы «Об охране и использовании недвижимых памятников истории и культуры» запрещает следующие виды производственно-строительных работ на недвижимых памятниках: капитальное строительство, реконструкцию, прокладку инженерных и дорожных сетей, превышающую функциональные нужды памятника, устройство мест парковки и стоянки автомобилей.
Справка «НИ»
Под охраной государства в Москве находится 2940 недвижимых памятников, в том числе: