Рус
Eng

Георгий Остапкович: "Оливье на Новый Год будет меньше, а стол скромнее"

Георгий Остапкович: "Оливье на Новый Год будет меньше, а стол скромнее"

Георгий Остапкович: "Оливье на Новый Год будет меньше, а стол скромнее"
Интервью

30 ноября 2020, 14:59
Георгий Остапкович
В 2020 году выпадающие расходы россиян составят 4,5% процента, или около 2,5 триллионов рублей. Директор Центра конъюнктурных исследований НИУ ВШЭ Георгий Остапкович считает, что и на Новый Год жители страны потратят в этом году меньше, хотя праздник будет в каждом доме. Продуктовая инфляция к 2019 году составит 4%.

- Доходы жителей страны падают, как это отразится на празднике?

- Мы закончим 2020 год с падением 4% - 4,5% по реально располагаемым денежным доходам, по отношению к 2019 году. В абсолютных цифрах это больше двух триллионов выпадающих доходов для населения страны. Все люди получили в 2019 году 60 – 62 триллиона, то есть, минус 4% - это 2,4 триллиона рублей недополученных денег в 2020 году. Если люди не получают доход, у них, естественно, снижается конечное потребление на непродовольственные товары и на услуги. Поэтому я думаю, что общие затраты людей на Новый Год будет на 3% - 3,5% меньше предыдущего года. Но каких-то катастроф, с точки зрения экономики, не произойдёт. Всё равно люди отпразднуют этот праздник. И, поверьте, что торговля, начиная с 15 декабря, получит полуторамесячную реализацию товарооборота, несмотря на то, что падают доходы населения. Но - четыре процента – это очень большое падение доходов.

- Как распределятся расходы в онлайн- и офлайн-торговле? Какой сегмент вырастет больше?

- Этот вопрос несущественный. Нужно смотреть, как будут тратить деньги. А будут ли они покупать онлайн или офлайн – это проблема второго или третьего ряда. Те, кто живут в больших городах, где развита система доставки, будут пользоваться онлайн магазинами. Конечно, онлайн вырастет на новогодние продажи, по сравнению с предыдущими годами. Но принципиального различия нет, это не повлияет на объём конечного потребления. Онлайн и сам по себе увеличился в пандемию, и на Новый Год будут заказы и доставки.

- Как пандемия сказалась на покупательской активности?

Сегодня часть людей находится в повышенном когнитивном диссонансе в связи с самоизоляцией и коронавирусной атакой. А когда люди в психологическом стрессе, они часто принимают непонятные для исследователей решения. Кто-то ограничивает покупки, а кто-то, невзирая на свой доход, их увеличивает, чтобы была какая-то радость. Это для экономики плохо, когда люди находятся в когнитивном диссонансе, где бы они не работали – врачом ли, металлургом или кем-то иным. Когда человек испытывает диссонанс, у него падает производительность труда. Возможны всякие варианты, но с точки зрения торговли и конечного потребления, я каких-то невиданных ситуаций под Новый Год не ожидаю. Тем более – инфляционного всплеска не жду. Продуктовая инфляция будет максимум 4,2% по отношению к декабрю 2019 года.

- Подсчитывали ли Вы стоимость праздничного стола? Сколько денег люди готовы тратить на подарки?

- Это социо-экономические обследования. Я им не очень доверяю. Там всегда выборки узковаты. Я ориентируюсь на фактические данные Росстата – на доходы, на товарооборот. Я думаю, что на 3% - 3,5% будет меньше куплено товаров и услуг.

- Как в новогодние праздники себя будет чувствовать туризм и индустрия развлечений?

- В туризме, в связи с пандемией, я ожидаю резкий провал по трансграничным передвижениям. Но этот провал может быть компенсирован товарами. Люди, которые откладывают каждый год деньги на новогодние путешествия в Египет, Турцию или Европу – а на это идёт довольно приличная сумма – они что-то оставят сбережениями, а что-то потратят на товары. Сейчас потребительская модель поменяла свою ментальность. От потребления люди перешли на сбережения, чтобы хоть как-то минимизировать возможные потери. На всякий случай люди делают сбережения. Часть этих денег они отправят в сбережения, а часть – на новогодние покупки товаров и услуг.

- Подрастёт ли внутренний туризм?

- Он может увеличиться, но я бы не считал, что это будет высокая тенденция. Люди поедут по местным точкам, они в основной массе дешевле. Но это не сравнить с тем объёмом, который бы был потрачен на трансграничные путешествия. В декабре пойдут 13-е зарплаты, годовые дивиденды. Декабрь по доходам – самый высокий месяц в году во всех отраслях. Вообще вся сфера услуг, все её сегменты – развлекательные, туризм, передвижения (авиация и железнодорожный транспорт) - ожидают большие спады до 30% – 40%, а развлекательные бизнесы могут потерять 50% - 60% от новогоднего расчёта 2019 года. Это – самое пострадавшее направление. Это же форс-мажор. А люди на этом сэкономят и пустят деньги на другие товары и сбережения.

- Как изменится индекс «Оливье»?

- Прямых новогодних обследований мы не делали. Здесь присутствует философский момент – русская душа. Русский человек, чтобы у него не происходило с доходами, для него Новый Год – это «отдай, но сделай подарок», отдай, но отпразднуй с семьёй. Это такой психологический момент, праздник, когда люди не жалеют свои доходы, залезают в долги, но покупают всё необходимое для празднования. Цена индекса «оливье» вырастет максимум на 4% - 5%. Люди будут покупать этот товар и будут делать оливье, но будут делать в меньших количествах. У нас принято сделать на Новый Год такой объём, чтобы ещё на несколько дней хватило. А в этом году сделают столько, сколько необходимо для праздничного стола.

Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажмите ctrl+enter