Рус
Eng
Кинорежиссер Гор Вербински: "Да, я немного сумасшедший!"
Интервью

Кинорежиссер Гор Вербински: "Да, я немного сумасшедший!"

29 марта 2017, 11:31Сергей Таранов
30 марта на экраны выходит новая лента Гора Вербински "Лекарство от здоровья". Получив Оскара за "Ранго" , сняв достойный ремейк японского хоррора "Звонок" и выпустив несколько сиквелов многобюджетной франшизы "Пираты Карибского моря", режиссер решил взяться за психологический триллер.

Молодой банкир (Дейн ДеХаан) приезжает на несколько часов в элитный альпийский санаторий доктора Волмера и в результате немыслимого стечения обстоятельств превращается в его пациента, постепенно проникаясь безумием этого внешне безмятежного места, где за каждым поворотом его ожидает новый кошмар. В интервью, которое состоялось в Лондоне, режиссер рассказывает о том, чем по его мнению больно современное общество, о преследовавших его кошмарах и о своей любви к экспериментам над зрителем.

- Фильм получился в лучших традициях триллеров 70-х, таких сейчас студии не почти выпускат. Чтобы ввязаться в такую авантюру нужно быть либо очень смелым либо просто безумным?


- А разве это не одно и то же? Не знаю, как это описать, но когда переступаешь черту, где заканчивается врутренний комфорт, где тебе становится неуютно, как раз тут-то и начинается самое интересное. Вы правы - сейчас в основном либо блокбастеры снимают, либо сериалы - здесь тоже, конечно, есть свои приемущества, можно, например развить сюжетную линию и более глубоко проработать характер каждого из персонажей. Но настоящее кино, мне кажется, тем и завораживает, что оно - как путешествие, отправляясь в которое, никогда не знаешь, что с тобой произойдет. То же самое происходит, когда читаешь книгу или играешь в компьютерную игру. Для меня идеальное кино, это когда ты покупаешь билет и на два часа попадаешь в совершенно другое измерение. Наверное, да, я немного сумасшедший.

- С чего начиналось это путешествие в мир неизведанного для Вас?

- Идею фильма я разрабатывал вместе со сценаристом Джастином Хэйсом. Задумка была вплести в сюжетную линию болезнь, как нечто неизбежное и незримое, но тем не менее влияющее на ход событий. Чтобы зритель попытался ответить на вопрос - что это за такой загадочный недуг, из-за которого босс главного персонажа попадает в этот странный санаторий. Ну и сюда вплетаются романтические отношения между Локхартом и Ханной, чистой и наивной девушкой, "особый случай", как называет ее главврач лечебницы - эту тему тоже было интересно исследовать. Прибавьте ко всему этому место, где на поверхности все вежливы и участливы, а на самом деле чем теплее к тебе относятся, тем страшнее тебе уготована участь, и никто не услышит твоего крика - все это похоже на безумное наваждение. Вот уже, собственно, хорошая завязка для того, чтобы снимать подобный фильм.

- В этой истории можно увидеть отголоски "Волшебной Горы" Томаса Манна, Вы при работе над этим фильмом как-то отталкивались от этого произведения?

-Я на самом деле большой фанат этого романа, в нем, правда, рассказывается о человеке, который никак не может вырваться из туберкулезного санатория перед началом первой мировой войны, идея конечно, похожа, и мы решили, что будет интересно ее развить. В нашем фильме идет речь не просто о какой-то болезни - ее можно назвать главной болезнью современного общества, которая вырастает из страхов, преследующих нас в реальной жизни. Мне бы не хотелось, чтобы зритель проглотил фильм как вкусную пиццу, хорошая картина - она отпечатывается у тебя в памяти, и ты все время к ней мысленно возвращается. Я хотел, чтобы зритель задался вопросом - кто этот бессмертный человек, который живет в замке под облаками и наблюдает за прогрессом человечества вот уже столько веков - от индустриальной революции до всех этих персональных компьютеров и мобильников, которыми мы пользуемся сейчас. Кто такой этот самый Волмер, который ставит человечеству диагноз? Мне на самом деле кажется, что мы все живем с ощущением, что что-то происходит не так, это есть внутри каждого человека.

Кадр из фильма "Лекарство от здоровья"

- И как же эта болезнь проявляется в фильме?

- Сначала через завязку ко всей этой истории и потом через характер главного персонажа, Локхарта. Его пребывание в лечебнице можно условно разделить на два периода, в первом он находится под влиянием Волмера и доверяет поставленному им диагнозу. Ведь если вдуматься, то когда кто-то говорит "тебе больше ни нужно ни за что не отвечать, потому что ты нездоров", это действует как опиум. Именно поэтому пациенты и не хотят уезжать из этого странного места. Во второй части перед зрителем открывается темная история замка, где творились ужасы почище загадочной болезни прописанного и доктором Волмером "лечения". Это как ловушка, попав в которую уже невозможно вырваться, кажется, что у этого злополучного санатория темная аура, которая парализует твое сознание.

- Ну а на вашем сознании работа над фильмом как-то отразилась?

- Наверное, по-другому и фильм не получился бы. Работая над картиной, ты просто проецируешь какие-то свои очень личные страхи и переживания на аудиторию. Я бы сказал, что жанр психологического триллера позволяет режиссеру проводить эксперименты над сознанием людей, сидящих в этой темной комнате под названием зрительный зал. Вам может казаться, например, что вы смотрите фильм про больного человека, коим является главный персонаж, на самом деле это фильм про вашу собственную болезнь. Это как некая истина, которую кинематограф пытается донести до вас с помощью звуков и зрительных образов.

-В ваших фильмах всегда несколько уровней, и главная идея не всегда лежит на поверхности. Кажется, что в "Лекарстве от здоровья" зашифровано некое политическое послание - ведь пациенты лечебницы - все без исключения богатые и успешные люди. Это что, современная болезнь капитализма?

- С моей точки зрения болезнь заключается в стремлении всегда и во всем быть первыми. Именно это и делает пациентов доктора Волмера уязвимыми. Вот даже меня возьмите - когда я снимаю фильм, я подолгу не вижу своей семьи, и меня постоянно преследует чувство вины, то есть любая победа, любое достижение неизменно сопряжены с жертвой. А сильным мира сего в гонке за абсолютом иногда приходится совершать просто чудовищные вещи, они как никто должны стараться бежать быстрее всех, чтобы оказаться впереди. Локхарт болен именно этой болезнью, это хорошая завязка для сюжета, но сам фильм, конечно, о чем-то неизмеримо большем. Мы все сегодня живем в совершенно иррациональном мире, который с каждым часом становится все более и более безумным. Большинство из нас проводит на работе целый день, а вечером возвращается домой, особенно не спрашивая себя - для чего все это. Мы живем так как бы по инерции, нет времени, чтобы посмотреть на звезды и задуматься - зачем мы все здесь, что такое здоровье, что такое благополучие - просто успех, достижение, деньги? В общем, в лечебнице доктора Волмера принимают пациентов, больных именно этой болезнью.

- А как снималась сцена в цистерне с водой, в фильме она - одна из самых впечатляющих.

-Дейн ДеХаан, игравший Локхарта, был привязан в стенкам цистерны тросами, а я ему давал указания знаками и через подводный громкоговоритель. Ему, конечно, пришлось несладко - столько времени провести под водой. Когда снимаешь такую сложную сцену, в любой момент что-то может пойти не так. Особенно, если, помните - в тот момент, когда душа Локхарта как бы покидает его тело, уровень воды начинает резко подниматься, то есть одновременно начинает работать огромное количество насосов, а Дейну при этом надо было оставаться в горизонтальном положении. Это все равно как будто вы ныряете, и вам начинают закачивать воду в нос и уши - а этот бывает очень больно. Для подстраховки у нас был ныряльщик, который в случае чего мог бы перерезать ножом тросы, и ему-таки пришлось несколько раз нырнуть.

- В конце фильма, когда Локхарту и Ханне удается вырваться из этого места - это как прыжок в неизвестность, кажется, что им некуда бежать.

-Да, безусловно, за воротами лечебницы они оставляют оба мира - и безумный мир санатория и другой, не менее безумный, за его пределами. Какой Локхарт и Ханна выберут путь - загадка для всех, и на мой взгляд в этом-то и заключается вся красота сюжета. Это все равно как быть выпускником - тебя нигде особенно не ждут.

-Хотелось бы поговорить о тоне картины - какие-то еще кошмары во время съемок Вас преследовали, которые Вы решили все-таки не включать в фильм?

-Мне кажется в фильме мы уже достаточно ужаса нагнали, думаю, не стоило слишком перегибать палку. Мы просто хотели, чтобы на протяжении всей картины чувствовалось напряжение, и чтобы зритель не до конца не доверял тому, что происходит на экране. Такой вот немного загадочный стиль повествования, он как бы включает воображение зрителя, причем каждый может увидеть в фильме что-то свое. Интересно получилось, мы снимали фильм в 2015-м, а те идеи, которые мы в него вкладывали, сейчас стали еще более актуальными. А если смотреть фильм с позиции сегодняшних событий, то не исключено, что проявится какой-то совершенно новый смысл, о котором мы даже и не подозревали.

Found a typo in the text? Select it and press ctrl + enter