Рус
Eng
Олег Аккуратов: «Музыкой можно выразить все что угодно»

Олег Аккуратов: «Музыкой можно выразить все что угодно»
Интервью

28 января 2017, 12:06
Культура
Евгений Коноплев
В 1989 году в городе Ейске родился мальчик, которому врачи поставили диагноз "полное отсутствие зрения". Сегодня он играет классику и джаз с ведущими российскими музыкантами, выступает на главных площадках страны и гастролирует по всему миру.

Олег, для начала давайте проясним, сколько из Ваших 27 лет Вы провели за роялем? В сети у каждого журналиста своя версия, сходятся они лишь в том, что слава и известность свалились на Вас, когда Вы были еще ребенком.

Здесь надо понять, с какого момента считать. В музыкальную школу я пошел в 6 лет, но уже с трех лет играл на домашнем рояле. В 2001-м году выиграл первый очень серьезный детский конкурс, на котором играл Баха, Бетховена и Шопена. Вот с него и пошла череда побед и достижений. В это же время, то есть, в 12-летнем возрасте начались и выступления за рубежом - Великобритания, Франция... в Германии тогда был записан первый диск. Потом была учеба в лондонской Королевской академии музыки и в московском эстрадно-джазовом училище.


Выступая во всех музыкальных конкурсах, Вы были единственным незрячим музыкантом? Для Вас создавались какие-то специальные условия?

Нет. Я просто выступал наравне со зрячими музыкантами. Все происходило, как происходит всегда - у конкурсов были серьезные жюри, с профессионалами из питерской и московских консерваторий. Никакого особенного отношения к себе я на этих мероприятиях никогда не замечал.


Просто нелегко уместить в голове, что эту Вашу ситуацию можно воспринимать не как центральную тему Вашей карьеры, а как вопрос второстепенный. Возьмите хоть Стиви Уандера - все знают, что это слепой музыкант, нет, этим не исчерпывается его значимость, но и игнорировать этот факт трудно.

Да мне просто не интересна эта тема. Намного интереснее - музыка, и то, что я в ней делаю. Какая разница - зрячий или нет - если вообще среди музыкантов в России единицы профессионально играют классику и джаз. Мне вот приходит на ум [Денис] Мацуев, но он с этим раньше экспериментировал, а теперь ушел в классику, и джаз играет больше для себя...

Что касается Стиви Уандера, то с ним я не знаком, зато давал мастер-класс в его с Рэем Чарльзом школе в Сан-Августине во Флориде. В 2009 году это было, воспоминания самые приятные. Ученики там, конечно, музыкой занимаются больше в формате "для себя", но в США вообще отношение к музыке немного другое - все очень любят петь, играть, учиться.

А если говорить о профессиональных музыкантах, то за время, проведенное в Штатах, я познакомился и подружился с такими звездами как Дебора Браун, Чик Кориа, Джесси Джонс... Легендарные музыканты, но в США и в целом культура джаза совершенно фантастическая - возьмите хоть Нью-Йорк с его диксилендом, джипси-стайлом и джазовыми фестивалями...


Понятно, что для Вас тема Вашей особенной ситуации, похоже, не существует - что она просто за границами Вашего интереса и внимания. Но ведь зритель, который знакомится с Вами впервые, не может не задумываться об этом. И после бытовых вопросов приходят вопросы художественные. Например, может ли выразить музыкой рассвет в горах человек, никогда не видевший этого рассвета? 

Ох, а вот это очень интересный вопрос. В музыкальной теории это называется "содержание произведения", и об этом я могу говорить бесконечно. Ведь без содержания - никуда, а к тому же есть ноты, а есть музыка. И с одной стороны, это именно ты интерпретируешь ноты и наполняешь музыку смыслом. А с другой стороны, есть композиторы, которые уже сами закладывают образы в произведения. Вот ты только слышишь Грига - и сразу понимаешь: "О! Норвегия!" - фьорды, леса, луга... А у Дебюсси так просто лесные птицы в музыке поют. Да и у классиков - у того же Бетховена - тоже ведь за музыкой встают и мировые войны, и более чем конкретные Наполеон, Кутузов...

Музыкой можно выразить все, что угодно, - хоть монахов в Гималаях, хоть ковбоев в Техасе. И что интересно, узнавать их будут даже те, кто ни в Гималаях, ни в Техасе никогда не был. Все можно изобразить, и композиторы - особенно импрессионисты - именно этим и занимаются. Кстати, в классике это делать проще, чем в джазе, хотя и там тоже возможно.

Мы уже второй раз выходим на тему "классика и джаз". Насколько они для Вас едины и неразрывны? Или противопоставлены?

Меня они всегда увлекали одинаково. И меня очень радует, когда музыканты могут играть и классику, и джаз. Ну вот как тот же Кит Джарретт, гениально играющий прелюдии Баха и записывающий роскошные джазовые альбомы.

Так что я, уже закончив консерваторию как сольный пианист (с красным дипломом, все как полагается), сейчас снова учусь в аспирантуре - но уже на отделении камерной музыки.

В ММДМ 1 февраля зрители, как раз, все это и увидят - и сольные номера, и камерные ансамбли, и джаз.


Да, пора уже пару слов сказать про предстоящий концерт. Как будет построена программа? Больше джаза или классики? Приглашаете зрителя свинговать или совершать труд душевный?

Зрителя приглашаем наслаждаться. В первом отделении будут Бетховен и Шуберт. Бетховенская третья соната даже называется "концертная" - она очень красивая. А из Шуберта сыграем камерные сонаты для виолончели и аперджиоли - это такой шестиструнный смычковый инструмент, по простому говоря, предок современной виолончели. Все это будет очень интересно.

Ну а второе отделение - время джаза. Здесь мы выступим и с моими друзьями из Ростовской консерватории, ну и конечно с квинтетом Игоря Бутмана.


Это Ваш первый большой концерт в ММДМ. Знаю, что Вы уже несколько раз бывали на сцене Светлановского зала, но все же сольная программа - это новый этап. У меня рождаются ассоциации с парашютным спортом - сначала у всех бывают прыжки с принудительной вытяжкой, а потом ты дорастаешь до того, чтобы полностью свободным шагнуть в небо. С каким чувством ждете 1 февраля?

С чувством радости жду. Московская публика очень теплая и гостеприимная. Здесь ты никогда не встретишь настороженного отношения, которое редко ро случается в других городах. Московская публика особая. И в Санкт-Петербурге, пожалуй, свой фирменный слушатель, но этот город изначально был классическим, и интеллигентность - его отличительная черта, мне вот очень запомнился концерт Чайковского, который я там играл с Валерием Гергиевым. Вообще, меня часто спрашивают об ощущениях от аудитории - и я всегда искренне отвечаю, что в России она - трепетная, душевная и атмосферная. Хотя и в других странах выступать интересно и приятно.


Насколько понимаю, за год с прошлого появления в Москве Вы успели поездить и по России, и по миру. Каких гастролей было больше - российских или зарубежных?

Приблизительно поровну. В России это почти все крупные города - от Белгорода до Новосибирска. А большое заграничное турне было с коллективом Игоря Бутмана - Америка, Канада, Индия, Европа.

В 2016 году опять же с Игорем Михайловичем еще и два диска было записано: один в Нью-Йорке на студии "Аватар", кстати, там как раз и Стиви Уандер когда-то записывался. А второй - на "Мосфильме", коллекция джазовых стандартов на английском языке под названием "Зимняя сказка".

График, действительно, очень плотный, но надо все успевать, раз выпадает такая возможность. Я буду очень рад, если и 2017 год сложится таким же активным. Плюс в этом году хочу завоевать приз на конкурсе Чайковского - одном из самых престижных в музыкальном мире. Это, конечно, потребует серьезной подготовки.


Под занавес беседы хочу задать Вам необычный вопрос. Все, кто работал или знаком с Вами, рассказывая о Вас, обязательно говорят слова "ангел" или "ангельский". Причем, почти на полном серьезе. Но мы-то знаем, что мир искусства - непростая и довольно жесткая среда. Каково это, жить и выживать в ней человеку с "ангельским" характером?

Ну, во-первых, не такой уж я и ангел, как может показаться (смеется). Если надо, и постоять за себя умею, и не всё и не всем в этой жизни готов простить. Интриг и сплетен стараюсь сторониться. Бывает, и с ревностью и лицемерием приходится сталкиваться: улыбается тебе человек, весь такой благожелательный... А душа-то где? А души-то нет! Но, я вам скажу, не надо думать, что это именно в музыкальном мире так. Везде люди разные - в любом деле и в любой стране. В общем, главное просто общаться с нормальным людьми, которых, к счастью, в этом мире достаточно.

БИОГРАФИЯ ОЛЕГА АККУРАТОВА 

Олег Аккуратов родился 21 октября 1989 года в городе ЕйскКраснодарский край. Ребенок родился слепым.  В четыре года Олег проявил свои музыкальные способности, наигрывая на фортепиано услышанные мелодии. Его тут же привели в Ейскую музыкальную школу на прослушивание. Педагоги, потрясенные услышанным, немедленно приняли Олега в 1 класс. Уже через два года Олег поступил в специализированную музыкальную школу для слепых и слабовидещих детей города АрмавираКраснодарского края и переехал в интернат, при котором она существовала. В школе Олега научили читать ноты по Системе Брайля.

Позже параллельно обучению в школе Олег учился в Московском Государственном музыкальном колледже эстрадного и джазового искусства, в классе преподавателя Михаила Окуня. Окончив в 2008 году музыкальный колледж, Олег поступил на эстрадно-джазовое отделение Института музыки Московского университета культуры и искусства. В 2015 году Олег с отличием окончил Ростовскую государственную консерваторию и сейчас преподает в ней.

Был участником концерта с выдающейся оперной певицей Монсерат Кабалье, выступал вместе с Эвелин Гленни.

Как участник Всемирного сводного хора ЮНЕСКО принимал участие в мировой премьере международной благотворительной акции «Тысячи городов мира», выступал в резиденции Папы Римского.

Олег Аккуратов обладает выдающимися музыкальными способностями: абсолютным слухом, музыкальной памятью, чувством ритма. Виртуозно играет джаз, классические произведения. Может петь по-английски и по-немецки, самостоятельно научившись этому, слушая песни по аудиоплееру. Услышав мелодию, например по радио, может по памяти сыграть её на фортепиано. Любит поэзию и знает наизусть много стихов.Людмила Гурченко посвятила Олегу свою дебютную режиссерскую работу — снятый в 2009 году фильм «Пёстрые сумерки».

В 2013 году Олег Аккуратов стал настоящей сенсацией фестиваля «Триумф Джа­за»

В мае того же года Олег вместе с контрабасисткой Кейт Дэвис, барабанщиком Марком Уитфилдом и саксофонистом Франческо Кафисо стал участником международного проекта Игоря Бутмана "Будущее джаза", с которым выступил на фестивалях "Черешневый лес" в Москве и "Акваджаз. Sochi Jazz Festival" в Сочи.

В апреле 2015 года по приглашению Уинтона Марсалиса Олег выступил в Rose Hall нью-йоркского Линкольн-центра вместе с Jazz at Lincoln Center Orchestra.

В апреле 2016 года на лейбле Butman Music Records вы­шел дебютный альбом пианиста “Golden Sunray”, записанный с Квартетом Игоря Бутмана.

1 февраля 2017 года в Светлановском зале Московского Международного Дома Музыки состоится первый Большой сольный концерт Олега с участием Игоря Бутмана и специальных гостей

Found a typo in the text? Select it and press ctrl + enter