Posted 25 октября 2022, 11:36
Published 25 октября 2022, 11:36
Modified 7 марта, 12:05
Updated 7 марта, 12:05
- Сергей Николаевич, как Вы оцениваете информацию о запуске механизма льготного финансирования кооперации в странах Евразийского экономического союза, которая появилась в СМИ по итогам недавнего заседания Евразийского межправительственного совета? Что нового это решение может привнести в текущую ситуацию с развитием кооперационных проектов и в целом как оно может повлиять на развитие отечественной промышленности?
- Принятое на ЕМПС решение носит, на мой взгляд, действительно беспрецедентный характер, ведь с момента подписания Договора о Союзе в 2014 году и до сегодняшнего дня в рамках ЕАЭС отсутствовали программы поддержки, необходимым критерием участия в которых был бы критерий кооперации с предприятиями других стран Союза.
В течение последних десятилетий наши предприятия, конечно же, пытались каким-то образом самостоятельно налаживать и восстанавливать свои связи с соседями, но ситуация развивалась стихийно, и какого-либо заметного, а тем более стимулирующего, воздействия на эти процессы регуляторы не оказывали. Теперь все иначе: компаниям фактически дан четкий сигнал – если они работают в кооперации с партнерами по ЕАЭС, они в приоритете, им помогут, их поддержат, их не оставят без внимания, и это действительно самое главное в оценке мер, принятых премьерами стран Союза.
- Как нам известно, теперь специальная финансовая мера будет действовать для поддержки развития существующих совместных промышленных проектов и стимулирования предприятий к запуску новых производств. Евразийская экономическая комиссия будет наделена полномочиями по администрированию субсидии. Принимала ли ТПП России участие в разработке утвержденного механизма?
- Да, конечно, более того, эта работа была начата именно по инициативе ТПП РФ. Вопрос был системно поднят нами в 2020 году, прежде всего двумя нашими профильными Советами – по промышленному развитию и конкурентоспособности экономики России и по финансово-промышленной и инвестиционной политике, когда в период пандемии COVID-19 соответствующие предложения были направлены в Правительство Российской Федерации и затем поддержаны им.
Нам также удалось заручиться поддержкой делового сообщества всех стран ЕАЭС: в конце 2020 года в ЕЭК нами было направлено консолидированное обращение бизнеса стран «Пятерки» с просьбой системного внедрения мер поддержки промышленной кооперации. В течение последних двух лет вопрос неоднократно рассматривался по нашей инициативе на всех подходящих для этого бизнес-площадках и правительственных форумах (например, на «Иннопроме», Евразийском экономическом форуме, выставке «Агросалон-2020» и многих других), поскольку мы старались использовать все возможности, чтобы поднять и решить волновавший нас и всех предпринимателей вопрос.Очень важно подчеркнуть, что Евразийская экономическая комиссия (прежде всего, ее промышленный блок) отнеслась к нашей инициативе с максимальным вниманием, и в 2021-2022 годах была развернута системная работа по данному направлению, итогом которой и стали принятые ЕМПС решения.
- Можете ли Вы более подробно рассказать о том, как механизм будет работать, какие условия поддержки станут доступны предприятиям?
- Финансирование нового механизма планируется осуществлять за счет отчислений от антидемпинговых, защитных и компенсационных мер, принимаемых в отношении товаров третьих стран, которые применяют на рынке Союза методы недобросовестной конкуренции. В программе смогут участвовать проекты с участием предприятий трех и более государств-членов ЕАЭС (в том числе будет оцениваться сотрудничество по компонентной базе, что в нынешних условиях чрезвычайно важно). За счет нового механизма предприятия смогут субсидировать процентную ставку по кредитам под совместные проекты в размере 100% ключевой ставки (ставки рефинансирования, или иного аналогичного показателя, применяемого в государстве-члене Союза).
Детальные условия субсидирования утверждены Межправсоветом ЕАЭС на ближайшую пятилетку с возможностью корректировки объемов поддержки и источников финансирования или пролонгации в неизменном виде, в зависимости от того, как сработает механизм в ближайшие годы.
- Сергей Николаевич, а смогут ли использовать этот механизм предприятия, работающие с нашими партнерами в других дружественных странах СНГ, которые не входят в Евразийский союз – например, Узбекистан, Таджикистан? Это открывает какие-либо возможности сотрудничества для них?
- Безусловно, я думаю, такие возможности будут нами найдены совместно с коллегами из профильных ведомств – Минэкономразвития России, Минпромторга России, которые активно поддерживали нашу инициативу на всех этапах ее рассмотрения. В качестве самого очевидного варианта полагаю целесообразным включать в повестку рассмотрения проекты по поставке в дружественные страны продукции, которая совместно производится в ЕАЭС. Если в проекте будут использоваться компоненты трех стран ЕАЭС (а это вполне реальный показатель), то такие случаи будут подпадать под новый союзный механизм поддержки, также в поле зрения должны попадать и проекты по совместному размещению в третьих странах производств при участии предприятий ЕАЭС.
Мы от себя обязательно будем подобные примеры прорабатывать и предлагать для рассмотрения в ведомства и ЕЭК. Так что работы сейчас много для всех, и времени на «раскачку» у нас нет. Мы видим в развитии евразийской промышленной кооперации очень большую перспективу!