Posted 23 июня 2020,, 15:57

Published 23 июня 2020,, 15:57

Modified 7 марта, 15:01

Updated 7 марта, 15:01

Дарина Денисова: "Игровой рынок не нуждается в регуляторе-монополисте"

Дарина Денисова: "Игровой рынок не нуждается в регуляторе-монополисте"

23 июня 2020, 15:57
Весьма неожиданным для бизнес-сообщества стало письмо Федерации бокса в адрес правительства России с предложениями по изменению порядка регулирования деятельности букмекеров и созданию нового монопольного регулятора отрасли. На эту тему мы поговорили с президентом СРО «Ассоциация букмекерских контор» Дариной Денисовой.

Анна Курносенко

Дарина Борисовна, как практики букмекерства оценивают данную инициативу?

СРО букмекеров усматривает в предложенной инициативе сразу несколько критичных проблем, которые будут вызваны монополизацией рынка в руках компании с частным участием, дублированием и/или передачей контрольно-ревизионных функций от государственных органов (в частности, ФНС, Минфина, Роскомнадзора и иных) в пользу квазигосударственной организации, которая по определению не способна заменить собой госорганы власти и также не способна обладать всей полнотой информации и эффективными инструментами контроля, доступными исключительно государственным институтам.

— Необходимость создания регулятора-монополиста Федерация бокса обосновывает в числе прочего желанием осуществления контроля объемов и своевременности уплаты букмекерскими компаниями обязательных целевых отчислений.

— У всех БК-лицензиатов подписаны договоры с национальными спортивными федерациями и лигами. Конторы своевременно производят определенные законом целевые выплаты на поддержку спорта, причем, стоит заметить, делали это даже в весенние месяцы карантина и отмены всех спортивных соревнований, когда объемы ставок рухнули катастрофически и бизнес многих операторов рынка находился на грани выживания.

На основании федерального закона закреплены и функционируют максимально прозрачный процесс и сроки обмена информацией по данному вопросу между букмекерскими компаниями, СРО и госорганами. В частности, со стороны государства контроль осуществляется ФНС России, которая обладает всей полнотой информации, в том числе относительно финансовых и операционных показателей деятельности каждого из участников рынка. Это позволяет ФНС однозначно судить о наличии или отсутствии нарушений в процессе и объемах уплаты целевых отчислений. Кстати, каждая из спортивных федераций, согласно законодательству, имеет основания для обращения в суд в случае несвоевременной или неполной уплаты целевых отчислений букмекерами.

— В письме Федерации бокса говорится о желании создать некий единый центр учета переводов ставок. Это имеет смысл?

— На данный момент все расчеты по ставкам, интерактивным ставкам и выигрышам ведутся с применением контрольно-кассовой техники, что обеспечивает передачу данных в ФНС в режиме реального времени. Более того, расчеты по ставкам, совершаемым в интернете, и так проходят через независимые кредитные учреждения, являющиеся центрами учета переводов интерактивных ставок букмекерских контор. Следовательно, информация об обороте букмекеров также может быть получена государством из второго источника. Монополизация рынка в руках частной компании (а для этой инициативы речь идет именно об участии таковой в составе акционеров кредитной организации) приведет к ограничению конкуренции. И, по сути, к передаче полномочий и ревизионных функций от госорганов в пользу коммерчески ориентированной структуры, по определению не обладающей доступом к информации, сопоставимым с ФНС России. Все это делает невозможным декларируемое повышение прозрачности операций в текущих условиях.

— Федерация бокса считает необходимым также наделить нового регулятора полномочиями по проверке оборудования и программного обеспечения.

— На текущий момент проверка игрового оборудования осуществляется ФНС. Имеется разработанный Министерством финансов регламент проведения подобных проверок. Если аналогичные требования будут введены для букмекерского оборудования, то функции контроля также логично возложить на ФНС, а не создавать отдельную компанию для выполнения одной и той же функции.

— Инициаторы письма в правительство аргументируют необходимость создания нового регулятора-монополиста также необходимостью содействия государству в выявлении нелегальных организаторов азартных игр и незаконных трансграничных переводов.

— Выявление и пресечение осуществляют правоохранительные органы, ФНС и Роскомнадзор. Такое содействие также не требует создания отдельной компании. Федерация бокса России может в случае необходимости самостоятельно обратиться в компетентные органы. Более того, содействие в области отслеживания трансграничных переводов попросту нереализуемо из-за невозможности предоставления доступа к банковским переводам для подобной публично-правовой структуры. К тому же на законодательном уровне установлена обязанность кредитных организаций отказывать в проведении операций по переводу денежных средств в пользу российских юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, а также иностранных граждан, в отношении которых имеются сведения об осуществлении ими деятельности в сфере азартных игр с нарушением законодательства РФ.

Из вышесказанного однозначно следует вывод о нецелесообразности передачи и/или дублирования полномочий госорганов структурой, неспособной реализовать заявленный функционал по ряду объективных причин.

— В своем письме Федерация бокса также заявляет о необходимости оказания содействия ФНС в процессе лицензирования новых компаний—участников игорного рынка.

— Закон о лицензировании содержит более 50 видов деятельности, подлежащих лицензированию. Лицензирующими органами в подобных процессах являются исключительно федеральные органы исполнительной власти. Неочевидно, на основании чего сделан вывод о том, что именно букмекерская деятельность требует оказания содействия ФНС в лицензировании.

— Из письма Федерации бокса в адрес правительства выходит к тому же, что авторы инициативы предлагают ликвидировать букмекерские СРО.

— Сейчас функционируют две отраслевые СРО. В частности, СРО БК показала свою эффективность в последние годы. Организация зарекомендовала себя как надежный отраслевой институт. Выстроена эффективная коммуникация между СРО, ФНС и Роскомнадзором в сфере выявления и борьбы с офшорными сайтами нелегальных букмекерских контор. К примеру, наши сотрудники ежедневно мониторят интернет на предмет обнаружения сайтов («зеркал») незаконных офшорных БК. В Роскомнадзор из СРО ежемесячно отправляются обращения с сотнями таких выявленных адресов. СРО также является официальным ретранслятором рекламаций игроков на работу БК. Организация помогает пользователям букмекерских контор в спорных ситуациях. Также примечателен факт, что за все время работы СРО БК ни разу не были использованы деньги из компенсационного фонда нашей организации. Это означает, что СРО качественно работает со всеми своими БК-членами и не существует проблем с выплатами денег игрокам со стороны лицензиатов.

СРО «Ассоциация букмекерских контор» (СРО БК) — отраслевое объединение российских букмекерских компаний, основанное в 2014 году. Членами организации являются такие известные БК, как «Фонбет», «Олимп», «Леон», «Марафонбет», GGBet, BingoBoom, «Зенит», «Голденбет» и другие. Задачи СРО БК — защита интересов легального букмекерства, поддержка высоких отраслевых стандартов ведения бизнеса операторами рынка, оказание консультационной помощи игрокам на ставках при возникновении спорных ситуаций с букмекерскими конторами—членами организаци

"