Рус
Eng

Обожженная реликвия: как пояс Богородицы пережил сирийскую войну

Интервью
Обожженная реликвия: как пояс Богородицы пережил сирийскую войну
Обожженная реликвия: как пояс Богородицы пережил сирийскую войну
21 октября, 11:28Пояс Богородицы в Хомсе
На время боевых действий в Хомсе из церкви, где хранилась эта христианская святыня, пояс Богородицы был вывезен в безопасный район, а в 2014 году возвращен на место.

К сожалению, о сирийском городе Хомс, что в двухстах километрах к северу от Дамаска, в России если кто и слышал, то преимущественно лишь в связи с кровопролитными стычками между исламистами и сирийской армией, которой при поддержке нашей "непобедимой и легендарной" удалось в итоге вышвырнуть из него боевиков несколько лет назад. А ведь в этом древнем сирийском городе хранится величайшая святыня христиан всего мира - чудотворный пояс Девы Марии.

Сергей Путилов

В свое время, незадолго до грянувшей в Сирии гражданской войны, автору интервью довелось лицезреть эту святыню. Лишь похожая на шахматную доску стройная колоколенка из черно-белых каменных блоков выдает в сооружении церковь. Это и есть знаменитый "Умм Зуннар" - храм пояса Богородицы. Вхожу в залитую электрическим светом комнату. Прямо перед входящим - ниша, украшенная маленьким фронтоном на колоннах. Удивительный серебряный цветок на подставке помещен за решетку. В его центре в окружении ажурных лепестков под стеклом лежит скрученный колечком тонкий шерстяной поясок. Колючая верблюжья щетина слегка взъерошилась по краям. После обретения под алтарной частью в 1953 году пояса Пресвятой Богородицы к реликвии потянулись паломники и страждущие.

Чудеса начались почти сразу, и включали множество исцелений. Постепенно при храме образовался целый "музей" оставленных за ненадобностью костылей и протезов. В ходе боёв, объявших город с начала 2012 года, было сообщено о том, что храм пострадал. В мировых СМИ получил распространение снимок церкви с поврежденной крышей. Об истории святыни, и о том, как удалось сохранить ее в ходе сирийской войны "Новым известиям" рассказал богослов и историк, ректор Славяно-Греко-Латинской Академии Сергий (Храмешин).

Ректор Славяно-Греко-Латинской Академии Сергий (Храмешин)

- Как рассказал мне староста храма в Хомсе после Вознесения Христа Богородица оставалась на попечении апостола Иоанна Богослова. Однажды к ней явился архангел Гавриил и возвестил, что через три дня она отойдет от земной жизни. В назначенный час апостолы, проповедавшие тогда в разных странах мира, были перенесены на облаках в Иерусалим и собрались у ее смертного одра. Отсутствовал только Фома. Он распространял Евангелие в Индии и поэтому опоздал. После того как явился Иисус в окружении ангелов и принял душу Богородицы, тело ее было положено в пещеру в Гефсиманском саду. Вход в гробницу по еврейскому обычаю завалили большим камнем. Через три дня явился и апостол Фома. Он очень скорбел, что не застал Богородицу живой и попросил вскрыть гробницу. Марии там не оказалось, остались лишь пелены. Чтобы убедить Фому в своем вознесении, Мария сбросила ему с неба свой пояс от платья. Дорогой подарок ученик Христа забрал с собой в Индию. После его мученической смерти одна часть пояса была возвращена в Иерусалим, а другая оказалась в Хомсе. После этого о поясе ничего не было слышно. Однако, в середине прошлого века было сделано сенсационное открытие. Весной 1953 года в монастыре в Мардине (современная Турция) был обнаружен старинный манускрипт на арамейском языке. Из рукописи следовало, что в хомской церкви хранится знаменитый пояс Богородицы. Были произведены раскопки. В углу под иконой Богородицы на столике, покрытом красной бархатной скатертью сейчас лежит квадратный камень черного цвета. Он испещрен строчками арамейского письма с характерным наклоном букв влево. Надпись гласит: "Сей храм заложен в 59 году от Рождества Христова". То есть всего два десятка лет после Воскресения Христова. "Когда плиту подняли, - рассказал староста, - под ней оказался вот этот маленький "гроб". Его узловатый указательный палец медленно движется в сторону истертого временем мраморного куба с круглой выемкой внутри. Там оказался серебряный ковчежец. Внутри лежал скрученный колечком пояс из верблюжьей шерсти и золотых нитей длиной около 60 см. Из пергамента явствовало, что пояс собственноручно сплетен самой Богородицей. Анализ, проведенный учеными, показал, что находка пролежала в земле около тысячи лет. Пояс спрятали то ли от арабов во время штурма Хомса в 636 году, то ли от крестоносцев. Как следует воспринимать всю эту историю - как миф или достоверный факт? Каково отношение РПЦ к этим полулегендарным событиям?

- На сегодняшний день известно несколько чудотворных реликвий, которые считаются частями пояса Пресвятой Богородицы. И в частности, это всем известная, привозившаяся в Россию из Ватопедского монастыря, часть, переданная в дар афонской обители сербским князем Лазарем. Также почитаемыми реликвиями считаются части пояса, находящиеся грузинском Влахернском храме в Зугдиди, в храме итальянского Прато, в кипрском монастыре Троодитиса, фрагменты в Казанском соборе Санкт-Петербурга, московском храме Илии Пророка Обыденного, храме князя Игоря рядом с патриаршей резиденцией Переделкино. Часть размером 75 сантиметров хранится в сиро-яковитской православной церкви Умм Зуннар в Хомсе. Этот храм, наименованный в честь пояса Пресвятой Богородицы, был первоначально возведен приблизительно в 59 году и представлял собой подземный погреб, в котором тайно первые христиане, прятавшиеся от гонителей, совершали свои богослужения, там же, по преданию, находилась и келия в которой некоторое время жил апостол Фома. В 313 году христиане Эмесы (предыдущее название Хомса) над древним храмом построили большую базальтовую церковь. Сам пояс был перенесен в эдесский (так в древности назывался Хомс) храм монахом авидом Аль-Торабдини в 476 году, где его часть спрятанной хранилась вплоть до его обретения в XX веке. Существование этой церкви, посвященной Богородице, документально было засвидетельствовано ещё в 478 году. Под сегодняшних реконструированном в 1852 году храмом над постройкой римской эпохи на глубине 20 метров находится источник. Храм разделен стеной на две части - для православных и для антихалкидонитов, что позволяет сразу двум конфессиям независимо совершать богослужения.

- Как была обнаружена святыня?

- Собственно главная святыня храма – часть пояса Пресвятой Богородицы была найдена следующим образом: весной 1953 года в монастыре в Мардине (современная Турецкая Республика) был случайным образом обнаружен старинный манускрипт на арамейском языке, который свидетельствовал, что именно в хомской церкви находится под спудом часть пояса Пречистой Девы Марии. Раскопки прошедшие в торжественной обстановке, при стечении духовенства и народа, действительно позволили обрести эту Святыню, значение и аутентичность которой были подтверждены множественными исцелениями. Более того, рядом с храмом образовался целый «музей» из костылей, которые раннее принадлежали исцеленным. Для верующих чудеса и исцеления, а для сомневающихся научные исследования, подтвердившие датировки манускриптов, находящихся рядом с реликвией и удостоверяющие описанием саму христианскую святыню, стали безусловным подтверждение оригинальности части одежды Божьей Матери. При этом, удивление такая поздняя находка особой христианской реликвии на территории Даун Тауна Хомса не вызывает, поскольку древнехристианские катакомбы под жилыми старыми постройками для его жителей вполне обычное явление. Они особо почитаются. На территории Старого Города при этом преимущественно по настоящий момент живут христиане. Сирийская часть пояса хранится в форме круга в серебряном сосуде формы цветка.

- Как сложилась судьба чудотворного пояса в период боевых действий в Хомсе, когда город был захвачен исламистами в 2012 году?

- В период ожесточенных боевых действий в Хомсе здание церкви значительно пострадало, однако, пояс на это время был вывезен в безопасный район. После освобождения города войсками сирийской армии, осуществленной при поддержки российской армии, прошла реставрация храма и стало возможным возращение особопочитаемой реликвии обратно, которое торжественно состоялось 15 августа 2014 года.

- Как православные должны относиться к сирийской святыне?

- Хомский храм принадлежит сиро-яковитской христианской церкви. Резиденция предстоятеля этой церкви находится в Дамаске, однако большинство её последователей проживает в Индии, которые особо почитают апостола Фому. Собственно данный факт является дополнительным доказательством аутентичности сирийской части пояса Пресвятой Богородицы.

- Каково положение христиан в современной Сирии?

- Согласно новозаветным текстам Священного Писания, Дамаск был одним из первых регионов, с которого началась проповедь апостола Павла. В это время христиан в Дамаске было больше, чем в других городах. Однако, во время империи Омейядов на его территории распространился ислам, и многие христиане приняли ислам. Несмотря на то, что на протяжении всего XX века численность христиан в стране росла, их доля в общем населении страны неуклонно снижалась — от 16 % в начале века, к 10 % в 1970 году и 7,8 % в 2000 году. Что было связано как с более высоким естественным приростом у мусульман, так и существенной эмиграцией христиан в Северную и Южную Америку и более богатые страны Персидского залива. Согласно последним данным Христиане в мусульманской арабской республике (92.8% исповедуют ислам) составляют около 5-6%. Накануне гражданской войны Сирия стала временно стала прибежищем сотни тысяч иракских христиан-беженцев. По мере эскалации конфликта в самой Сирии последние эмигрировали в соседние страны или вернулись обратно в Ирак. Таким образом, в стране количество христиан довольно существенное, чтобы игнорировать их мнение. Христиане состоят в рядах сирийской армии, которая ведет освободительную борьбу против радикальных исламистов, исповедующих экстремистскую идеологию. Власть и мусульмане Сирии не могут не считаться с мнением христианского населения.

- Но ведь Сирия- исламская страна, насколько свободно могут чувствовать себя приверженцы Христа в таких обстоятельствах?

- В Сирийской Арабской республике законодательно не установлено официальной религии. Согласно сирийской Конституции 2012 года, государство обязывается «уважать все религии и обеспечивать свободу выполнения всех ритуалов, не нарушающих общественный порядок» (статья 3). Также, основным законом страны провозглашено равенство всех граждан независимо от вероисповедания. Наряду с этим, Конституцией Сирии установлено, что религией президента является ислам, а исламское право должно быть основным источником законодательства. Сегодня на территории Сирии христианских церквей различных конфессий достаточно много, в которых богослужения проводятся каждое воскресенье и праздники. Необходимо отметить отличительные особенности христианских школ – они, в отличие от официальных выходных в пятницу и субботу, отдыхают в субботу и воскресенье. Кроме того, христиане имеют свои собственные суды наделенные правом разрешения гражданских дел, таких как брак, развод и т.п., которые основывают свои решения библейским вероучением. Нельзя сказать, что христиане себя в мусульманской Сирии чувствуют себя абсолютно свободно, однако гораздо более свободно, чем в других странах, где ислам является государственной или основной религией уж точно. Этому в Сирии способствует в том числе тот факт, что семья действующего президента Башара Асада исповедует, не типичное для страны алавитское его направление, которое более лояльно к христианских традициям, и некоторые обычаи которого, отчасти сложились под его влиянием. Большинство христиан в Сирии принадлежат к восточной православной традиции, однако христианство в ней не монолитно, а представлено различными его направлениями, в частности: православными, сиро-яковитами, сиро-католиками, армяно-григорианами, армяно-католиками, маронитами, протестантами, католиками латинского обряда, грекокатоликами. Христиане Сирии, как правило, проживают в крупных городах, таких как Дамаск, Алеппо, Хомс, Хама, Латакия, Сувайда, Тартус, Хасака. Согласно исследованиям, христиане чаще, чем представители других религий, получают высшее образование и являются высококвалифицированными специалистами, т.н. «белыми воротничками».

- Как война в Сирии отразилась на христианском меньшинстве?

- Гражданская война внесла серьезные коррективы. Христиане стали наиболее уязвимой и преследуемой исламскими радикальными экстремистами группой. В результате чего, в период с 2011 по 2016 года количество христиан сократилось с 1.25 тыс до 0.5 млн. Многие из них оказались вынужденными беженцами. В Восточной Гуте за годы под властью боевиков не осталось ни одного христианина, храмы были разрушены, а святыни осквернены. В процессе освобождения страны от боевиков, происходит постепенное возвращение христиан в страну, хотя этот процесс и не быстрый, однако важный для возрождения национальной экономики.

- Участвует ли Россия, взявшая на себя функцию защитника режима Башара Асада, в налаживании полноценной жизни христиан в этой разрушенной войной стране?

- С 1958 года в Дамаске открыто представительство Русской Православной Церкви, при котором в 1973 году был освящен храм в честь Игнатия Богоносца. В период активных боевых действий деятельность представительства временно приостанавливалась. Однако в настоящее время она возобновлена и стала хабом гуманитарной помощи, отправляемой Русской Православной Церковью. Число русскоговорящих православных в Сирии возросло с конца 90-х годов благодаря женщин из стран бывшего Советского Союза, которые выходили замуж за сирийцев. Позднее были образованы также приходы Московского Патриархата в Латакии и Алеппо. На территории российской базы в Хмеймиме стоит часовня во имя великомученика Георгия Победоносца. Россия посредством Всероссийской организации ветеранов «Боевое братство» восстановила один из главных женских сирийских монастырей св. Феклы, находящейся в разоренном Маалюле. Монахини смогли вернуться в него и продолжить своё служение и молитвенную жизнь, возвратить сирот в монастырский приют для девочек.

Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажмите ctrl+enter