Рус
Eng

Руслан Новиков: "Слухи о гибели печатной прессы оказались преувеличены"

Руслан Новиков: "Слухи о гибели печатной прессы оказались преувеличены"

Руслан Новиков: "Слухи о гибели печатной прессы оказались преувеличены"
Интервью

14 апреля, 14:51
Генеральный директор АиФ Руслан Новиков
Издательские дома активно осваивают Интернет и замещают выпадающие доходы на бумажных носителях. Смерть бумаге предрекают последние 15 лет, говорит генеральный директор издательского дома «Аргументы и Факты», вице-президент Союза предприятий печатной индустрии Руслан Новиков, но бумажная пресса точно останется.

- Прошло сообщение, что "Роспечать" рассталась со своей сетью киосков. Как это сказалось на дистрибуции газет и журналов?

- «Роспечать» как организация, которая вела этот бизнес, прекратила работу с киосковыми сетями, но она передаёт киоски другим розничным распространителям. Поэтому практически во всех регионах эти киоски продолжают работать. Да, переходные периоды влияют на любые бизнес-процессы. Смена дистрибьютера влияет на тиражи, это естественно. Но в данном случае не идёт речи о закрытии точек продаж крупнейшего дистрибьютера в федеральном масштабе.

- Как АиФ пережил пандемию?

Резкое падение тиражей, порядка 20%, случилось с введением строгих ограничительных мер, связанных с пандемией, весной 2020 года. Но это было пиковое падение, связанное с невозможностью для людей выйти и купить то или иное издание. Несмотря на то, что Москва не закрывала киоски и давала возможность работать всей киосковой рознице, тиражи резко снижались в связи со строгими периодами самоизоляции жителей региона. Далее, еженедельно после смягчения ограничительных мер, когда у читателей появилась возможность покупать газеты, мы в еженедельном режиме наблюдали прирост порядка 5%.

Так, совокупно по рынку в целом за 2020 год, среднее падение тиражей составило около 12% - 15%: у лидеров падение от 5% до 8% за год, аутсайдеры понесли крупные потери. Доли, которые не добрали по 2020 году, восстановить крайне сложно. На это повлияла и естественная убыль населения: многие или не пережили пандемию, либо не могут себе позволить выходить и покупать.

Но самый серьёзный удар пережила бесплатная пресса, потому что, по сути, была недоступной на протяжении более чем полугода, кроме той, которая доставляется в почтовые ящики, например, окружные и районные газеты. Всё остальное растеряло большинство рекламодателей и мест распространения. Я думаю, что нишевая пресса восстановится, а вся бесплатная сейчас в очень тяжёлом положении. И скорее будут появляться новые игроки, чем выживать старые. Это тоже новый вызов для сегмента: новые технологии, новые рекламодатели.

- Насколько увеличилась розничная цена?

- Мы стараемся не повышать цены без необходимости. Лишь когда для нас критично повышается стоимость полиграфических услуг, бумаги, логистики, нам приходится, хоть и минимально, но поднимать стоимость. Я подчеркиваю слово «минимально», потому что то повышение, которое видит читатель, это не та цифра, на которую увеличили стоимость мы. Конечная розничная цена устанавливается дистрибьютером.

- Как изменилась ситуация с рекламой?

По оценкам Mediascope, во втором полугодии 2020 наша выручка увеличилась практически на треть. Самым активным и успешным стал 4 квартал. В первом полугодии пресса пострадала гораздо сильнее других медиа и это не могло не сказаться на бюджетах. Но мы довольно быстро сориентировались и перестроили работу с партнёрами, поставив на первое место помощь, взаимовыручку и искренность. Мы запустили проект «Антивирус», где совершенно безвозмездно размещали информацию о проектах компаний, нацеленных на борьбу с вирусом и помощь людям. Одними из первых на рынке мы начали проводить круглые столы и конференции онлайн. «АиФ» - не только рекламная площадка, мы делаем многое, чтобы быть партнером в полном смысле этого слова.

По итогам 2020 года мы заработали в рекламе (принт+диджитал) практически на уровне прошлого года (погрешность составляет менее 2%). А на этот год мы забюджетировали рекламный доход выше, чем в прошедшем, невзирая на все разговоры об обрушении рынка принта.

- Как чувствовал себя рынок в целом?

Недавно вышло исследование АКАР, посвящённое объему рынка рекламы за 2020 году, где пресса показала падение в 47%. Это объясняется тем, что сильно пострадали целиком некоторые сегменты прессы: бесплатная пресса, нишевая/тематическая и пр. Но помимо этого есть и нюансы в подсчётах АКАР, где учитывается только модульная реклама, поэтому цифра оказалась таковой. Важно понимать, что в настоящее время в своей оценке АКАР не учитывает большой пласт нативных публикаций, спецпроекты и информационную активность по гос.контрактам. Выручка по этим направлениям в некоторых печатных СМИ может достигать более чем 50%. Так что в целом картина ситуации по рынку более оптимистичная.

А по лидерам рынка ситуация принципиально иная. «Неучтенная» измерителем составляющая рекламных доходов (госзакупки, спецпроекты, нативная реклама и др.) в прошлом году существенно выросла. Только в газете «Аргументы и факты» рост этого сегмента составил 13,5% (на сайте +50%). Соответственно, доля такой выручки в 2020 году равнялась 65% от всех рекламных доходов еженедельника (для сравнения в 2019 году соотношение было 50 х 50). Кстати, в диджитале доля такого рода «нативной рекламы» тоже выросла с 38% до 45%.

- Есть ли новые источники доходов?

Для нас, когда мы говорим о рекламе, является важным и уже доказал свою эффективность, такой источник дохода как ивенты. Некоторые издательские дома серьёзно зарабатывают на проведении мероприятий и для них это 30% - 40% бюджета. Если это всё посчитать в рекламу, я думаю, что мы выйдем на уровень 2020 года, а возможно, будем чуть лучше идти 2021 году. Но точно могу сказать, мы не закладываем никакого падения ни по одному нашему активу.

- Тиражи сокращаются, есть ли смысл печатать газеты на бумаге?

- О смерти «бумаги» говорят уже лет 15, а последние десять, что она уже умерла. А она всё держится, и держится довольно крепко. Я думаю, что говорить о смерти бумаги рано – носитель уникальный, это показывают и секторальные циклы. Печатное издание – единственный информационный носитель, который не приемлет так называемого второго экрана: сам по себе процесс чтения невозможен в режиме второго экрана. Формат уникальный, формат, до сих пор имеющий очень высокий индекс лояльности и доверия аудитории. Да, время ускоряется, технологии развиваются очень активно, аудитория газет очень плавно, но сокращается. При этом спрос на «АиФ» стабилен, а обратная связь очень живая и крепкая. Мы делали, делаем и продолжим делать максимально качественные издательские продукты для своей многочисленной аудитории. «АиФ» – по-прежнему еженедельное издание №1 в России по аудитории.

- Изменился ли рынок из-за пандемии?

- Все сильные игроки выстояли. Каждый по-своему боролся со сложностями периода локдаунов, но все уже восстановили тиражи и работают в прежнем режиме. Были и закрытия отдельных изданий, которые были – у всех на слуху. Это были хоть и очень известные, но нишевые журналы.

- Кто выиграл?

- В 2020 году мы увидели (вспомнили), насколько важной может быть роль журналистов как реально необходимых людям общественных коммуникаторов, обеспечивающих понимание текущей ситуации. При этом профессиональный журналист для аудитории зачастую становится настоящим защитным барьером на пути распространения непроверенной, недостоверной, подчас сознательно искаженной информации из мессенджеров и социальных сетей. Именно в сложных условиях пандемии общество активно ставит вопрос ответственности профессиональных и непрофессиональных авторов – журналистов и блогеров, за распространение фейков. Растет обеспокоенность не только сложными психологическими реакциями аудитории на медиаконтент, такими, как паника или агрессия, но и возможными угрозами информационной безопасности страны и мира.

Профессиональные СМИ – прошли и проходят вновь и вновь проверку качестве. Достоверность и отсутствие фейков. Стремительно выросший объём коммуникаций ярко выделил эту важную сторону работы профессиональных СМИ: ответственность за публично сказанное слово.

Это и есть та самая «игра вдолгую», без погони за ярким сиюминутным слухом, оглушительной, но непроверенной новостью, без хайпа.

Подробно об итогах 2020 года в российской печатной прессе читайте в аналитике "Новых Известий"

Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажмите ctrl+enter