Posted 9 августа 2021, 06:50
Published 9 августа 2021, 06:50
Modified 7 марта, 13:42
Updated 7 марта, 13:42
- Сергей Николаевич, в России рынок продовольственных товаров лихорадит уже продолжительное время. Какими факторами можно объяснить негативную динамику цен в стратегической сфере?
- Да, тренд повышения цен в продовольственном секторе, к сожалению, приобрел долгосрочный характер. И сиюминутно он не сменится на противоположный, так как действует целый ряд макроэкономических негативных факторов.
Все зародилось еще в прошлом году, который стал одним из наиболее сложных для мировой и национальной экономики: энергетический кризис, пандемия коронавируса, вызвавшая ввод целого ряда карантинных ограничений, продолжение санкций в отношении нашей страны. Все это отразилось на бизнесе, доходах населения, определило динамику роста цен на продовольственные товары. В 2020 году цены на абсолютное большинство товаров, входящих в продовольственную корзину россиян, росли темпами существенно выше инфляции.
Так, по данным Росстата, рост цен на сахар к концу года составил почти 65%, на картофель – 38, морковь – 35, подсолнечное масло – около 27, помидоры – 20, яйцо куриное – 18%. В целом за прошлый год продовольственная инфляция составила 6,7%. Причем цены и в нынешнем году продолжили рост. В январе они поднялись уже на 8,2% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Отмечу, что по этому показателю Россия обогнала Евросоюз в 8 раз – в ЕС продукты подорожали всего на 1,1%.
- Потребители традиционно предъявляют претензии в первую очередь к государству – дескать, почему оно не может обуздать рост цен? Имеется ли у властей арсенал мер, чтобы если не исключить, но хотя бы замедлить подорожание продовольствия?
- Имеется, и меры воздействия на цены достаточно разнообразны. В конце 2020 года Президент России Владимир Путин подписал закон (№500-ФЗ), дающий правительству РФ новые права по регулированию цен на социально значимые товары, а также были внесены изменения в статью 8 федерального закона «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации». В соответствии с этим законом для стабилизации розничных цен на некоторые виды социально значимых продовольственных товаров правительство России имеет право устанавливать на них предельные розничные цены на срок не более 90 календарных дней. Одновременно с законом глава правительства Михаил Мишустин подписал постановление о том, что предельные розничные цены на социально значимые виды продовольствия могут устанавливаться, если за 60 дней они подорожали на 10% и более с исключением сезонного фактора. Сейчас в перечень товаров, подлежащих возможному ценовому регулированию со стороны государства, входят говядина, свинина, баранина, мясо курицы, рыба, сливочное и подсолнечное масло, молоко, яйца, сахар, соль, чай, мука, хлеб, рис, пшено, гречка, вермишель, картофель, капуста, лук, морковь, яблоки.
- Какие товары попали первыми под прицел регулирования?
- Первыми в 2020 году под регулирование попали цены на сахар и подсолнечное масло путем заключения соглашений между организациями торговли, поставщиками и правительством РФ. Было определено, что до конца первого квартала 2021 года предельные розничные цены на них установлены на уровне 46 руб./кг и 110 руб./л соответственно, отпускные цены производителей на уровне – 36 руб./кг и 95 руб./л. Постановлением №455 от 27 марта 2021 года правительство РФ приняло решение продлить регулирование цен на данные виды товаров: по сахару - до 1 июля, а по подсолнечному маслу – до 1 октября 2021 года. Наряду с соглашениями были скорректированы пошлины на ряд сельхозтоваров. Так, на подсолнечник с начала этого года экспортная пошлина повышена с 6,5 до 30%, а с 1 июля увеличена до 50%. Вывозная пошлина экспорт составит 70% от разницы между базовой и индикативной ценой. Базовая цена устанавливается в размере 1 тыс. долларов, индикативная будет определяться на основе данных информационного агентства Reuters. Мера будет применяться с 1 сентября 2021 года по 1 сентября 2022 года.
- Как отечественный бизнес относится к госрегулированию цен на продовольствие?
- В марте этого года наша Палата провела опрос предпринимателей – производителей продуктов питания. Так вот, 61% респондентов вообще не поддерживает регулирование государством конечной цены на продовольственные товары первой необходимости. Оставшиеся 39% заявили о том, что они готовы согласиться с механизмом регулирования, если государство будет регулировать и цены на всех уровнях от поставщиков услуг и ресурсов для производителей до торговых сетей, компенсировать понесенные потери, а также регулировать и наценку между производителем и конечным потребителем. Проблема в том, что регулирование цен на продукты питания со стороны государства не предусматривает фиксации стоимости сырья или оборудования. Таким образом, производители постоянно будут сталкиваться с ростом цен на сырье и комплектующие. Например, с начала прошлого года лизин (незаменимая аминокислота, используемая как кормовая добавка) вырос в цене почти на 150%. Заметно подорожала упаковка: цены на пластиковые бутылки выросли на 27% за 3 месяца, крышки для пластиковых стаканчиков – на 15%, красители – на 30%, полиграфический картон – на 50%. Добавим сюда рост транспортных расходов, повышение стоимости электроэнергии, воды, газа и т.д. Рентабельность многих производств в 2020 году упала из-за роста издержек, изменения курсов валют и прочих факторов.
Агробизнесу в нынешних условиях приходится очень тяжело. Да и предприятия розничной торговли, участвующие в соглашениях по ценовому регулированию, несут прямые потери. Поэтому подобное ручное управление опасно тем, что может привести к снижению объемов производства, ухудшению качества продукции, непривлекательной с финансовой точки зрения для производителей.
- Какой выход из сложившейся ситуации видит деловое сообщество?
- Госрегулирование цен на продтовары в условиях рыночной экономики может рассматриваться только в качестве крайней временной меры влияния на рынок. Данный подход не стоит рассматривать как эффективную меру социальной поддержки групп населения с низким уровнем доходов. Временные результаты от установления предельных цен «сверху» нивелируются негативными последствиями и серьезными потенциальными рисками, которые угрожают развитию производства, да и всей экономике, включая потребителей. Среди рисков можно назвать возникновение дисбаланса спроса и предложения на рынке, и как следствие – дефицит отдельных категорий товаров, сокращение ассортимента торговых предприятий, создание барьеров для развития производства в стране, сокращение числа хозяйствующих субъектов, в первую очередь, малых и средних предприятий, рост концентрации бизнеса. Возможно резкое повышение цен после снятия длительных ограничений ввиду объективного роста издержек производителей. Поэтому стоит обратить внимание на более эффективные механизмы. Например, это меры поддержки производителей, компенсирующие их растущие издержки, и программы адресной помощи гражданам.
Несомненно, принесет пользу предприятиям долгосрочная поддержка через действующие механизмы контроля закупочных цен на ГСМ, льготного кредитования с субсидированием процентных ставок, страхования урожая, продолжение политики покупки в резерв (для зерна).
- Об адресной поддержке населения, пожалуйста, поподробнее.
- Наша Палата предлагает проект развития адресной продовольственной помощи. Данный формат поддержки способен стать разумной альтернативой госрегулированию цен. Адресная помощь может реализовываться в виде предоставления определенным категориям граждан целевых средств (государственных субсидий), а точнее эквивалентов денежных средств, например, баллов, бонусов на приобретение групп продовольственных товаров через существующую торговую инфраструктуру. Инструмент – электронные продовольственные сертификаты подобные банковским картам. Они не будут иметь никакого отношения к продовольственным карточкам или талонам советского времени.
Основная задача адресной продовольственной помощи не только поддержка отдельных категорий населения, но и улучшение их рациона питания. Важно, что данный принцип будет вносить гарантированный и постоянный, а не периодический вклад в повышение оборота сельскохозяйственной и продовольственной продукции, прежде всего местных производителей.Определенные инициативы по поддержке малоимущих слоев населения уже принимаются в ряде регионов страны (Астраханская, Костромская, Омская, Ульяновская области, Республика Коми, Санкт-Петербург и другие).
Один из таких проектов - социальная программа «Забота», реализуемая в Рязанской области с 2012 года по инициативе региональной Торгово-промышленной палаты. Более 240 тыс. человек из малоимущих слоев населения в 18 категориях получили социальные карты «Забота», позволяющие приобрести со скидкой более 40 видов товаров повседневного спроса.Полагаю, что адресная продовольственная помощь может стать одним из наиболее эффективных проектов в истории страны по поддержке потребления, внутреннего производства, потребительского рынка и экономики в целом. При этом позволит решать целый ряд экономических и социальных проблем населения, существенно поддержать розничную торговлю, производство отечественных продуктов питания и сельскохозяйственное производство.