Posted 5 сентября 2018,, 13:12

Published 5 сентября 2018,, 13:12

Modified 7 марта, 16:34

Updated 7 марта, 16:34

Михаил Дегтярев: "Наша главная задача - выйти во второй тур"

Михаил Дегтярев: "Наша главная задача - выйти во второй тур"

5 сентября 2018, 13:12
Считанные дни остаются до выборов мэра Москвы. О том, как проходит предвыборная кампания, как ведут себя ее участники, и о том, чего ждать москвичам после ее завершения, - интервью "НИ" с одним из кандидатов в мэры, депутатом ГосДумы от ЛДПР, председателем Комитета по физической культуре Михаилом Дегтяревым.
Сюжет
Выборы

Иван Петровский

Первое, что привлекает взгляд в приёмной Дегтярева - портрет последнего российского царя Николая II, небольшой журнальный столик с предвыборными листовками и напечатанная брошюрка с программой кандидата…

- Неужели это все? - спрашиваю у помощниц, - даже традиционных для ЛДПР брендированных матрешёк, духов и водочки не выпустили к мэрским выборам?

- Нет, - говорят, - только вот листовочки и программу.

Выступление по ТВ, интервью и публикации – скромно и строго в рамках выделенных законом бесплатных слотов для всех кандидатов в рамках предвыборной кампании. Редкие рекламные щиты и, собственно, та самая довольно скудная (для московских-то мэрских выборов) полиграфия. Экономия? Если так, то что же – одна из самых обеспеченных партий в стране, ЛДПР, не хочет тратиться на Дегтярева? Не видит смысла? Не верит в успех? Ведь обычно «соколы Жириновского» особенно скромностью не страдают.

Давайте будем честны – сложно найти хоть кого-то из экспертов, кто серьезно верил бы в победу любого из нынешних оппонентов Собянина. Сам Дегтярев утверждает, что просто «политик должен участвовать в выборах», а размах агитации, дорогостоящую рекламу и пиар могут заменить встречи с населением. «Я ставлю на прямое общение с избирателем» - первым делом отчеканил кандидат от ЛДПР – «а что еще остается в условиях тотальной информационной блокады и подавляющего преимущества Сергея Собянина в государственных СМИ? Не говоря уже о проплаченных постах и репостах в соцсетях… А Шнуров и Слепаков? Очевидно же, что это коммерческий проект, огромные деньги, это самые дорогие артисты!» - объясняет Дегтярев, при этом умело уклоняется от вопроса о целесообразности участия в таком фарсе. Говорит, что гордится 2,86% голосов, набранных им на выборах мэра Москвы в 2013 году (тогда он тоже баллотировался) и считает это великолепным результатом.

- И в этот раз такой процент голосов Вы тоже сочтёте успехом?

- Я не доверяю соцопросам и официальной статистике. По нашим данным, за мою кандидатуру сейчас около 20% определившихся избирателей. Этого будет достаточно, чтобы выйти во второй тур с участием Сергея Семеновича Собянина и моим. А во втором туре любой кандидат побеждает Собянина. Вообще любой. Поэтому наша задача - выйти во второй тур. Здесь очень важна явка. Протестные напряжения в обществе колоссальные, мы их фиксируем в Москве в таких средах, в которых этого никогда раньше не было.

- Какие проблемы москвичей этот градус протеста поднимают?

- Я один из немногих, кто качает тему проблем с автотранспортом в городе. И парковки бесплатные, и вопрос эвакуаторов… Вот пример моей собственной семьи: у нас одна машина. И от нее никак не отказаться: мы с супругой физически не сможем трех детей развозить по секциям, кружкам без автомобиля. Мы могли бы пользоваться общественным транспортом, но это просто невозможно! Общественный транспорт, вы меня простите, еще хуже.

- А ещё есть такси. Почитав форумы и обсуждения в интернете, можно увидеть много жалоб таксистов на монополизацию рынка в Москве. Предприниматели пишут, что идет все это на самом высоком уровне – от зама Дептранса города. Говорят, что в Москве действуют аффилированные с чиновниками компании, которые продают автомобили, сдают их в лизинг, предоставляют услуги управления таксопарками. Они вытесняют с рынка независимые частные компании и получают субсидии, лишают таксистов прибыли. Вы в курсе такой проблемы?

- У нас в партии этой темой занимаются Ярослав Нилов и Александр Старовойтов. Но я в курсе всего! Мы пишем совместные запросы, мы вместе выносили несколько законодательных инициатив...

- Конкретно по проблеме таксопарков: Вы обращались в соответствующие контрольные органы, например, в Счетную Палату Москвы, чтобы они провели проверки эффективности распределения бюджетных средств?

- Обратились. В ответ – отписки. Никто не будет в нынешней архитектуре власти, когда одна рука другую руку моет, отвечать по существу. Права автомобилистов нарушаются, Москва объявила им и их семьям настоящую войну! Сколько уже этих депутатских запросов, обращений направили. Полно! Законодательные инициативы тоже блокируются. Вот, например, мы хотели вообще к угону приравнять эвакуацию автомобиля на парковках ночью. Они же вешают ночью знак, а утром все эвакуируют. Это же страшно. Заваливают эту инициативу.

- То есть, по сути, все опять сводится к главной проблеме – коррупции?

- Так я об этом и говорю! Конечно! Лейтмотив моей предвыборной кампании, что жулики одни засели. В Москве достаточно средств! Парковки платные отменить нужно, а если уж сохранять их в центре, то ограничиться пределами Садового кольца.

- Средств достаточно... а то, что их, например, на перелеты нынешнего мэра частным самолетом направляют, это, как Вы считаете, рациональные траты? ("НИ" дважды писали о бизнес-джетах которые использует московская мэрия - ред.). За прошлый год в Санкт-Петербург он слетал на форум, стоимость полета – почти 6 млн рублей. Тем же джетом отправился в Ульяновск – почти 5 млн рублей. А в прошлом году всего 33 млн рублей бюджетных рублей на перелеты такие потрачено...

- Я сам летаю Аэрофлотом. И не вижу никаких проблем, если глава крупнейшего субъекта летал бы бизнес-классом с одним помощником как положено российскими авиалиниями. Личный самолет ни к чему.

- А нет желания, что бы рациональность этих трат проверили бы соответствующие контрольные органы?

- Как юрист, я Вам скажу, что по факту это законно. Что там проверять… Законно, но неприлично! Я бы, будучи мэром, никогда не летал бы частным бортом. А аудит в этом случае, безусловно, проведем.

- В каких сферах в первую очередь необходим такой аудит?

- Когда приходит новый руководитель, он всегда начинает с аудита. Поэтому, конечно, мы проведем аудит московских расходов. Начнем с благоустройства, с гранита, с асфальта. Я вас уверяю, те деньги, которые тратит московский бюджет на мэра, покажется крупинкой… это даже полпесчинки тех средств, которые расходуются неэффективно.

- Вы можете так считать, и москвичи тоже, но вот есть, например, некоторые консалтинговые компании, которые публикуют рейтинги о лидерстве Москвы в мире. По версии консалтинговой кампании Boston Consulting Group, Москва в лидерах, например, по паркам… На Ваш взгляд, можно ли этим рейтингам верить?

- Рейтинг - это весьма субъективное понятие. Я с очень большим подозрением отношусь к лидерству Москвы в некоторых рейтингах. И одновременно с таким же с подозрением к последним местам Москвы. Место Москвы – крепкий середнячок между европейскими и азиатскими мегаполисами. По всем параметрам.

До 2014 года, когда я был выездной в Евросоюз (сейчас я под санкциями), многие города посещал, европейские столицы. И могу сказать, что столицы Европы по благоустройству, по транспортной инфраструктуре сопоставимы с Москвой. Москва – крепкая европейская столица. В то же время, если говорить об экологии, о качестве жизни не только в центре (я имею в виду медицину образовательную среду, безопасность), мы здесь не дотягиваем даже до крепкого середняка.

- По каким критериям тогда оценивать?

- Парки – вообще не главное. Я отец трёх сыновей. Мой день начинается с того, что я отвожу детей в школу и в детский сад. Это происходит, по-прежнему, по пробкам, мимо нас пролетают пустые автобусы. Автобусные полосы и организация движения не продуманы. То же самое могут вам сказать сотни тысяч водителей, кто утром везёт детей в школу. Транспортная организация не удобна.

Город больше для туристов, а не для жителей. 21 миллион туристов. А москвичам какой толк? В метро половина – или турист или гастарбайтер. Поэтому с точки зрения транспортной инфраструктуры город не удобный – раз. С точки зрения безопасности… на фоне убийства в метро полицейского – какая безопасность? Город наводнили люди, ментально не готовые к жизни в цивилизованном обществе. Какие-то непонятные личности. Этническая преступность в промзонах. Мы обнаружили в Печатниках незаконную свалку в заброшенном цехе, куда каждый час приезжает мусоровоз на глазах у всех – у полиции, управы, у префектуры. У санэпидемстанции. С точки зрения этнической мафии, ее развития, нелегальных мигрантов и безопасности – город реально опасный. Тебя могут убить в любой день. При всем при этом органы государственной безопасности, которые обеспечивают безопасность в государстве в целом, конечно, отрабатывают свое. Предотвращены десятки терактов. Но это к московскому правительству и его политике отношения вообще не имеет. Честь и хвала нашим защитникам из ФСБ и всех секретных подразделений.

А мигрантами кто будет заниматься? Мусорками, подпольными цехами, всеми этими рынками. Только мэр и его команда. По этому критерию Москва далеко от лидерства. По экологии – тем более. А экология - это ведь не только воздух, но и шум. По сравнению с европейскими городами Москва по шумовому загрязнению на последнем месте. В европейских городах тихо вечером иночью, а днем не так громко, как в Москве. Об этом что-нибудь слышали от правительства Москвы? Нет. Я единственный, кто тему шума поднял.

Так что единственное, где мы выделяемся на фоне других, это витрина в центре города.

- Эта же компания, Boston Consulting Group, теперь продвигает концепцию дворов без машин. Говорят, в мэрии уже решен вопрос реализации этой идеи. Как Вы оцениваете подобные меры?

- Чудовищно. Больные люди. Они не понимают, как живут простые москвичи. Надо не бороться с автомобилистами, надо парковки строить. Я же говорю, курс настоящего правительства Москвы – на борьбу с автомобилистами. Я против, потому что в Москве 5 миллионов автомобилей, это осознанный выбор людей. А эти все идеи - сумасшествие!

- Похоже, в мэрии так не считают, раз доверили той же Boston Consulting Group разработку стратегии туризма в столице. Ещё и заплатили за это 118 млн.рублей…

- Это страшно… Вопрос, конечно, открытый, с кем заключать контракты, но я Вам и так скажу, что нужно для развития туризма в городе.

Во-первых, нельзя ориентироваться на рост турпотока из Китая, китайский курс неправильный. Это курс нынешней мэрии и Ростуризма, и вообще туристических властей нашей страны. Он неверный, ведь китайские туроператоры практически ничего не оставляют в валовом национальном продукте, практически не оставляют налогов. Организовывает тур китайских оператор, размещает китайский отельер, кормит китайский ресторатор, возит китайский транспорт. И рассказывает китайский гид-переводчик. Сейчас мы ещё ввели для них, да и для всех туристов такс-фри - и у них все хорошо. Все в шоколаде. А в бюджет ноль.

Туризм надо развивать по-другому. Нужен турист платежеспособный и близкий нам ментально. То есть европеец, или славянин с деньгами.

- Туристам на что-то нужно смотреть. Вы в своей программе говорите много о том, как важно сохранять историческое наследие, восстанавливать памятники архитектуры… А что думаете по поводу их сноса?

- 159 архитектурных памятников уничтожено в Москве при нынешнем правительстве! Это варварство. Я много лет уже веду переписку и с подразделениями мэрии, которые этим занимаются, и с Москомнаследием… но пока это все вяло. Не откажутся они от своего курса. Если есть предприниматель, который хочет на месте памятника архитектуры что-нибудь построить, нет практически никаких возможностей и полномочий это остановить. Такой выбран курс, и поменять его можно, только поменяв городскую власть.

- Можно ли подобные действия в интересах предпринимателей, а не в целях сохранения культурного наследия, как-то оправдать тем, что городской бюджет на этом зарабатывает?

- Зарабатывать можно, эксплуатируя правильно памятники архитектуры. В чем проблема, восстановить их и эксплуатировать? Продавать памятники архитектуры нельзя вообще. Арендные ставки Департамент городского имущества устанавливает по своему усмотрению. Эти цены ведь можно поднять. Хочешь сидеть в историческом особняке – имей возможность. Нет возможности – сиди не в историческом особняке. А за снос надо жестче наказывать. Но у мэрии нет такого желания… Ничего восстанавливать не хотят.

- Быстрый заработок во главе угла, а в долгую играть никто не хочет?

-Ну конечно.

- А насколько Вы готовы в долгую играть? Это же длительный процесс, вы говорите, что уже несколько лет ведете с ними переписку.

- Я уверен, что что-то менять можно с помощью выборов. Меня как политика воспитал Жириновский, а у него совершенно четкая парадигма, с которой я согласен: перемены только через выборы. То есть бунт, революции, переворот, это не про нас и не про меня.

- Вы заявили, что хотите продемонстрировать кристально чистую и честную политическую игру на этих выборах. А как насчет Ваших оппонентов?

- Ни один кандидат слова не сказал против правительства Москвы на дебатах. Балакин их восхваляет, Свиридов после того, как он завалил народный референдум по платным парковкам, и фактически стал аффилированным к мэрии Москвы кандидатом, ни слова не сказал поперек. Кумин все время рассказывает про пенсионную реформу. Но только в моей программе есть вопрос надбавок пенсиям.

Балакин вообще был выдвинут в Мосгордуму от ЛДПР, мы его принимали, как успешного предпринимателя, а он оказался, к сожалению, не очень добросовестным человеком. Развалил компанию, оставил дольщиков. Он на этих выборах выдвинут в противовес мне, хамит мне на дебатах. Я думаю, что его задача любыми путями избежать уголовного преследования. Один из способов – выход в публичную политику. Он эту миссию, на мой взгляд, провалил.

Самое главное качество чиновника, который сегодня необходим Москве, это чистоплотность. Первым делом нужно устроить проверку на полиграфе всех чиновников. Всех, тотально, на предмет причастности к коррупционным схемам.

- А по каким еще критериям должна быть такая проверка?

- Брал взятки или нет, получал откаты или нет, принимал ли на работу родственников, поощрял кумовство или нет. Омоложение кадров нужно тотальное. Опыт очень быстро нарабатывается, если человек энергичный и современный. А так - какой опыт, которым трясут некоторые жульманы перед нами? В чем опыт? В распиле бюджета?

- В вашей предвыборной программе идет речь о том, что прошла пора жесткой игры с соперниками, и нужно больше взаимодействовать…

- После выборов.

- Вы говорили о том, что хотите создать коалиционное правительство. То есть готовы работать с этими людьми, которые, по вашим словам, погрязли в коррупции?

- Готов. Без проблем. Нельзя же всех мазать одной краской. Административный аппарат Москвы – это огромный коллектив. Конечно, есть жулики – они везде есть. Вопрос лишь в том, покрывает или разоблачает их вышестоящее начальство. Обо всем жулье мэр должен узнавать, и сам направлять материалы в правоохранительные органы. Я не знаю, в курсе ли таких нарушений Сергей Семенович Собянин, дают ли ему такие справки, но я бы, будучи мэром, хотел бы знать, где и кто ворует, и всех наказывать за это.

- Если Вам предложат работать в московском правительстве на хорошей должности, Вы примите такое предложение?

- Мне много раз предлагали работу и в Москве, и на федеральном уровне. Я пока нахожусь на своем месте. Я готов менять работу. Должность, которая меня интересует сейчас – это мэр Москвы. Другие должности меня не интересуют сегодня.

- Имеете ввиду до выборов?

- Вообще! Моя карьера может развиваться в любую сторону на федеральном уровне.

- То есть если сбудутся прогнозы социологов и победит ныне действующий мэр, то Вы останетесь при своей должности, и никаких предложений от него примете, если таковые поступят?

- Я не могу сейчас это обсуждать, потому что я хочу быть мэром. С прошлых выборов за пять лет я многому научился, многое узнал и многого достиг в карьерном плане, и готов переместиться на Тверскую, 13. Летать аэрофлотом и ездить на метро на работу.

- И проверять на полиграфе кандидатов в ваш аппарат…

- Сначала тех, кто работает. Если проверку не прошел – все, свободен. Мы в ЛДПР такие проверки регулярно делаем. Все, кто чисты, остаются. Кто нет – свободны.

- Сколько процентов «не чистых»?

- У нас все чистые.

- И ни один человек не отказался пройти такую проверку?

- У нас в партии нельзя отказываться. Это своеобразная структура, вертикально-интегрированная. На том и стоим.

"