Posted 3 декабря 2019,, 11:49

Published 3 декабря 2019,, 11:49

Modified 7 марта, 15:12

Updated 7 марта, 15:12

Сергей Катырин: "Тотальная маркировка товаров несет миллиардные убытки для бизнеса"

Сергей Катырин: "Тотальная маркировка товаров несет миллиардные убытки для бизнеса"

3 декабря 2019, 11:49
Заявив о радикальной борьбе с контрафактом и подделками, власть начала вводить систему мониторинга движения отдельных категорий товаров от производителя вплоть до покупателя. К 2024 году планируется распространить маркировку на все категории товаров.

Промаркируем – и с плеч долой?

- А у бизнеса голова не болит уже сегодня? Маркировка, мониторинг – это же дополнительные расходы, дополнительная отчетность, многое не ясно и не понятно. Да и нас, покупателей, в итоге ожидают, наверное, неведомо пока какие дополнительные расходы, разве не так? - с этими вопросами редакция обратилась к Президенту ТПП РФ Сергею Катырину.

- Именно так. Масштабные перемены всегда содержат много неизвестных, и бизнес, понятное дело, беспокоится. К сожалению великому, в данном конкретном случае многие прогнозы нам представляются неполными и не до конца обоснованными.

- Что так?

- Заинтересованные стороны, в данном случае бизнес и власть, всегда должны совместно и полностью прорабатывать каждый новый вопрос. Это понятно: то, что представляется одной стороне разумным и правильным, для другой может быть проблемой. Но с маркировкой пока не все получилось. Тут я хотел бы сразу отметить: наша система палат, а их 179 в стране, активно занималась и занимается этой темой, и по многим вопросам этого масштабного эксперимента межведомственное взаимодействие заслуживает высокой оценки. Но все же ряд концептуальных предложений бизнес-сообщества до сих пор так и не принимают во внимание госорганы и официальный оператор государственной информационной системы мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, - Центр развития перспективных технологий (ЦРПТ). А это, убеждены предприниматели, отрицательно скажется на ситуации на наших товарных рынках…

- То есть речь о ценах, наверное?

- Не только, но о них тоже.

- Можно конкретнее?

- Пожалуйста. Минпромторг РФ и ЦРПТ утверждают, что переход на цифровую маркировку должен в итоге снизить стоимость товаров для покупателей процентов на 10, а то и больше.

- С чего вдруг?

- Предполагается, что с рынка уйдет нелегальная продукция, а значит, легальные производители смогут выпускать дополнительный товар, чтобы заполнить образовавшуюся пустоту. Ну, а чем больше производится продукции – тем ниже себестоимость и, следовательно, можно снижать цены на товар и все равно больше зарабатывать. Опять-таки, предполагается, что вырастет, и солидно, экономия на логистике, поскольку контрафактный товар не будет появляться неожиданно, ломая все планы … Ну, и так далее. Праздничная картинка: покупатели радуются, бизнес процветает.

- А предприниматели с такими расчетами не согласны?

- Предприниматели сомневаются, и имеют для этого основания. Они не хотят обанкротиться, поверив не до конца просчитанным обещаниям, а планируют свое развитие, оценивают ситуацию реалистично и прагматично и обязательно делают, скажем так, допуск на возможные неприятные неожиданности.

- И что получается при таком подходе в нашем конкретном случае?

- А в нашем конкретном случае получается вот что. Российские производители практически всех товарных групп, как показали наши опросы, ожидают повышения конечной стоимости продукции, то есть, попросту говоря, на полках в магазинах цены вырастут. Мало того, возможно, предприниматели даже начнут отказываться от производства ряда товарных позиций из-за дополнительных расходов на введение системы отслеживания по всей товаропроводящей цепочке.

- Она так дорого стоит?

- Сама закупка маркировочного оборудования точно обходится недешево. Стоимость даже китайской лазерной системы для нанесения маркировки на внутреннюю часть кожаной обуви начинается от 100 000 рублей, стоимость оборудования и программного обеспечения для маркировки лекарственных препаратов с применением криптокодирования –несколько миллионов рублей, и это только на одну линию, а их может быть много, да еще плюс операционные расходы…

Поэтому, например, Национальный союз производителей молока («Союзмолоко») оценил совокупные единовременные инвестиции на внедрение системы маркировки молочной продукции для отрасли в 25 миллиардов рублей, а ежегодные затраты на ее поддержание – примерно в 20 миллиардов.

Для индивидуальных же предпринимателей или небольших ателье, специализирующихся, например, на индивидуальном пошиве обуви и одежды, расходы на маркировку продукции могут вообще оказаться критическими, и они уйдут с рынка. Небольшие компании, торгующие маркированными товарами, серьезно озабочены тем, что им придется переходить с патента и единого налога на вменённый доход (ЕНВД) на другой налоговый режим – общую или упрощенную систему налогообложения, а это означает рост финансовой нагрузки, которая может оказаться чрезмерной.

Мы вот как-то проанализировали затраты достаточно успешного вологодского малого предприятия по выпуску меховых изделий, которые, как известно, уже маркируются. Не буду называть цифры новых дополнительных расходов, их много, причем некоторые из них становятся постоянными – на новое программное обеспечение, например, или на изготовление контрольных идентификационных знаков и т.д. Итог этих затрат: сокращение штата сотрудников, падение объема производства и продаж, минимизация ассортимента продукции, отказ от выпуска новой линейки изделий. И за счет чего тогда будут падать цены – хоть сегодня, хоть в 2024 году?

- Это все?

- Нет, далеко не все. Так, например, регулятор не учитывает официально представленную позицию ведущих отраслевых объединений, а она такова: сегодня вообще нет оснований маркировать некоторые категории товаров.

- Почему?

- Да потому, что среди таких товаров, как стиральные порошки, средства для уборки и мытья посуды, домашняя обувь и ряда других, доля контрафакта или фальсификата минимальна. Устанавливать дорогостоящее оборудование, нести другие дополнительные расходы – это выйдет себе дороже, как говорится. Ну, и покупателям тоже, потому что, покончив здесь с редкими случаями фальсификата, мы все равно практически не расширим рынок, а следовательно, заметного увеличения выпуска не будет. За счет чего тогда снизятся цены или как их хотя бы удержать на привычном уровне? Расходы на маркировку производителям надо ведь как-то «отбивать». Словом, здесь точно овчинка выделки не стоит, проще сделать наказания за нарушения максимально жестким.

Более того, по информации ряда производителей (шуб, например) систему маркировки уже используют в своих целях и те, кто выпускает, мягко говоря, некачественный товар. Контрольный идентификационный знак на изделии попросту вводит в заблуждение потребителей, которые считают такой товар уже по определению соответствующим всем требованиям законодательства и качества. По идее, маркировка должна гарантировать качество производства, потому как помогает вычислить автора брака, но пока не все получается.

И так далее…

- Может, подальше бы нам от маркировки?

- Я не собираюсь утверждать, что маркировка вообще не нужна. Маркировка может решить многие вопросы в некоторых сферах, не только проблему контрафакта, подделок. Ну, например, все мы слышали, а многие и на собственном опыте в этом убеждались, что на рынке есть фальшивые лекарства. И хорошо, если вам мел прессованный попался вместо лекарства от простуды, а если подделано лекарство, от которого напрямую жизнь зависит?

Маркировка – масштабный проект, приняты соответствующие законы, есть концепция, планы и решения, работа идет. С марта началась обязательная цифровая маркировка сигарет и папирос, с июля - обуви. В декабре запускается маркировка духов, фотоаппаратов, автомобильных шин, некоторых предметов одежды.

Но вопросов остается все еще очень много, а удовлетворяющих бизнес ответов получено пока очень мало.

- В таком случае традиционный российский вопрос: что делать-то надо?

- Прежде всего – не спешить бы!

Да, конечно, уже начавшиеся процессы отменять бессмысленно. Но подумать о поэтапном введении системы маркировки в разумные сроки на основе результатов пилотных проектов, чтобы запустить систему в полноценном режиме только после отработки всех производственных процессов и устранения всех технических проблем, пролагаю, необходимо и еще не поздно. Нужно устранить пробелы в нормативном регулировании, а они есть. Это придется делать все равно, но лучше бы, как говорится, на берегу, до переправы… Иначе возможны серьезные сбои, неразбериха и прочие малоприятные вещи.

Теперь немного конкретики.

Я полагаю, имеет смысл еще раз подумать, целесообразно ли или нет включать некоторые товары в систему маркировки. Нужно для этого качественно изучить все технические и организационные аспекты. И финансовые тоже, естественно.

Нужны меры поддержки предпринимателей, чтобы обеспечить их материально-техническую готовность к введению маркировки товаров, прежде всего я имею в виду малый бизнес.

Вообще требуется серьезная и постоянная информационная, консультационная, техническая поддержка субъектов хозяйственной деятельности.

В большинстве случаев с участием сотрудников ЦРПТ проект по введению системы маркировки продукции в тестовом режиме отрабатывается на нескольких крупных предприятиях, которые приобретают необходимое оборудование. А вот остальные производители и продавцы не имеют возможности провести «персональную» настройку своей системы, обеспечить оперативное устранение и технических, и многих иных проблем. В этом бизнес оправданно усматривает источник многих своих проблем, иной раз попросту неразрешимых.

Не следует также вводить законодательные ограничения на использование малым и средним бизнесом специальных налоговых режимов при торговле маркированной продукцией.

Еще одно: Центр развития перспективных технологий должен нести полную абсолютную ответственность в случае незаконного предоставления информации третьим лицам. Он единственный национальный оператор и единоличный владелец уникальнейшей информации где, в каком количестве и по какой цене был произведен и реализован тот или иной товар любого участника рынка. Это ведь спрос, сбыт, мониторинг рынка, это покупатели, динамика цен и т.д. Такой информации, в сущности, цены нет, в случае передачи ее заинтересованным лицам можно, как говорится серьезно «наворотить» в любом сегменте рынке и в целом в экономике.

- И что же дальше?

-ТПП РФ как крупнейшее предпринимательское объединение имеет широкий инструментарий для поиска решений, которые будут устраивать обе стороны – и бизнес, и власть. Да, сегодня маркировка - одна из проблем бизнеса. Предприниматели должны понимать причины ее внедрения, знать, что планирует добиться государство и что получит бизнес. По ряду острых вопросов нам уже удалось добиться смягчения позиций регулятора, выстроить более конструктивный диалог, который продолжается сегодня.