Рус
Eng
Юрий Самодуров: Почему телевидение и музейщики не заступаются за Центр Рерихов

Юрий Самодуров: Почему телевидение и музейщики не заступаются за Центр Рерихов
Мнение

11 октября 2017, 11:43
Юрий Самодуров
Правозащитник
Общественный Музей имени Рериха закрыли именно за то, что он чересчур хорошо и активно работал

Была в перестройку на телевидении кроме памятной всем, кто ее застал, программы «Взгляд» еще передача на первом канале TV «Прожектор перестройки» - ее делала Светлана Бестужева.

Когда в 1987 г. здание Московского геологоразведочного института на Охотном ряду (пр. Маркса 11) - бывшее здание Университета построенное в 1916 году по инициативе геолога, профессора Университета Алексея Петровича Павлова и решению царской Госдумы специально для минералогического и геолого-палеонтологического музеев Университета председатель правительства СССР Николай Рыжков решил в связи с переездом МГРИ в новое здание в Беляево передать ВНИИ Внешнеэкномических связей Катышеву (министру внешнеэкономических связей) , то бывшие студенты МГРИ возмутились и организовали у здания на пр.Маркса ежедневный бессрочный - до отмены распоряжения Рыжков пикет - "Вахту социальной защиты Музеев МГРИ" , который через какое-то время поддержала и геологическая общественность. Светлана Бестужева, узнав об этой ситуации, сделала передачу для «Прожектора перестройки», которую ей на TV запретили дать в эфир. Думаю Светлана Бестужева сделала передачу в поддержку «Вахты социальной защиты Музеев МГРИ» не только потому, что это была первая в .СССР и Москве в перестройку акция такого рода, но и потому, что защищали музеи не руководство МГРИ, а его бывшие студенты и выпускники. Возмутившись цензурным запретом Бестужева, дошла до помощника Горбачева Анатолия Черняева и Горбачев дал распоряжение Рыжкову оставить музеи на проспекте Маркса. Позже распоряжением правительства СССР на базе этих музеев был создан в старом университетском и бывшем здании МГРИ окнами на Кремль Государственный геологический Музей имени Вернадского, который и сегодня здесь находится и работает..

Но вот когда в наше время, в марте-мае 2017 года Минкультуры цинично, притом по-воровски ночью, с участием ОМОНА закрыло великолепный общественный музей имени Н.К.Рериха в бывшей усадьбе Лопухиных, которому Святослава Рерих в 1990 году передал картины и архив Николая Рериха, то передачи об этом вопиющем государственном рейдерстве не сделал ни один канал российского телевидения , в том числе канал «Культура». И руководство ни одного госмузея и ни одного общественного музея России и даже руководство Союза музеев России в лице его председателя директора Эрмитажа Пиотровского не высказало возмущения закрытием общественного музея имени Н.К. Рериха и не поддержало своих коллег!

Не поддержало ,несмотря на то, а может быть и именно благодаря тому, что потому, что общественный музей имени Рериха руководство Минкультуры закрыло по чисто идеологическим и политическим мотивам! Дело в том, что помимо показа и продвижения художественного наследия Николая и Святослава Рерихов этот крупный негосударственный музей Москвы активно пропагандировал «Живую этику» Рерихов, корни и направленность которой буддийская, а не православная.

Существование общественного Музея имени Рериха в великолепном, восстановленном без участия государства бывшем особняке Лопухиных в центре Москвы никаким образом не ассоциируется с государственной идеологией, с православием и сильно раздражает руководство РПЦ и нынешнее руководство Минкультуры.

Общественный Музей имени Рериха закрыли именно за то, что он чересчур хорошо и активно работал! Международный центр Рерихов не просто создал в этом музее очень хорошую постоянную экспозицию (ныне разгромленную) посвященную творчеству всех членов семьи Рерихов, но провел множество выставок, опубликовал множество книг , архивных материалов и исследований посвященных не только художественному творчеству Рерихов, но и их знаменитым путешествиям и исследованиям Гималаев, Монголии, популяризировал предложенный Николаем Рерихом и подписанный двумя десятками государств «Пакт Мира» о защите культурных ценностей (СССР и Россия его не подписали), проводил выставки и конференции русских космистов, а также - и это было очень значимой стороной деятельности общественного музея имени Н.К. Рериха и видимо лавной причиной его уничтожения - издавал много книг Николая и Елены Рерихов посвященных их учению «Живая этика» (Агни Йоге) .

Одним словом активная деятельность общественного Музея имени Рериха в сфере продвижения философско-этических взглядов Николая и Елены Рерих («Живая этика») была слишком оригинальна, слишком не вписывается в рамки христианского или какого либо иного вероучения и дискурса мировых религий, или светской науки и потому была неприемлема и для РПЦ и для «Министерства государственного патриотизма» под руководством Мединского. Вероятно, по тем же причинам судьба общественного Музея имени Н.К.Рериха не интересует современное российское телевидение, российских музейщиков, в т.ч. Союз музеев России, Российскую академию художеств, арткритиков ...Даже Ирина Бокова, директор ЮНЕСКО, организации, призванной защищать культурные ценности мира, которая была в общественном музее имени Рериха и высоко оценила его работу сегодня молчит по поводу его уничтожения.

Но вот то, что общественный Музей имени Рериха закрыт несмотря на, что в ряду десятков художественных музеев в разных странах мира, в экспозициях которых есть картины Николая Рериха, именно общественный Музей имени Николая Рериха Международного центра Рерихов в Москве владеет самой большой в мире коллекцией картин Николая Рериха, и показывает самую большую в России и возможно в мире экспозицию с его работами, хранил его архив и издавал книг о всех сторонах наследия Рерихов больше чем все другие музеи мира вместе взятые, российское телевидение и музейный мир должно было бы, по-моему, заинтересовать!

Российское телевидение могло бы и должно было бы заинтересоваться и тем, что начиная с того момента, как вход на территорию и в общественный Музей имени Рериха был опечатан ОМОН и сотрудниками Государственного музея Востока у закрытых ворот круглосуточно несут негромкую, мирную Вахту общественной защиты общественного Музея имени Рериха люди, которым он дорог. В основном это взрослые мужчины и женщины, в подавляющем большинстве не сотрудники музея, а его посетители - почитатели художественного наследия и философии Николая и Елены Рерих. Эта круглосуточная вахта будет продолжаться до тех пор, пока наше государство не одумается и не вернет общественный музей имени Рериха и художественное наследие и архив семьи Рерихов его законному владельцу - Международному центру Рериха. Мне кажется, это тихое упорство аналогичное упорству участников круглосуточной Вахты на Мосту Немцова, требующих от властей разрешить установить на месте убийства Бориса Немцова памятную табличку - заслуживает поддержки российского телевидения и общественного внимания.

Оригинал здесь

Found a typo in the text? Select it and press ctrl + enter