Posted 12 марта 2021, 09:13
Published 12 марта 2021, 09:13
Modified 7 марта, 13:46
Updated 7 марта, 13:46
Боязнь утратить себя - фобия, обострившаяся в XXI веке из-за распространения интернета. Фобия восходит к XIX веку, интернет не столько её обострил, сколько помог её заметить. Боязнь оказаться марионеткой, предметом манипуляций.
Фобия прямо связана с распространением грамотности, с повышением уровня личной включённости в общение и с неспособностью совладать с этой включённостью. Эта фобия индивидуалистична, но антиперсоналистична. Она отстаивает своё пространство, но равнодушна и даже враждебна к чужому. Её первое проявление - вера немцев 1790-х годов тому, что революция во Франции есть результат тайной деятельности масонов; в начале XIX века, после эмансипации (частичной) евреев во Франции к мифу о масонах добавился о тайном заговоре евреев. (В конце XIX века со вспышкой антисемитизма обернувшийся "Протоколами Сионских мудрецов", сфабрикованными агентов российской полиции, но в Париже.
В 2021 году фобия привела к одному локальному - штурму Капитолия 6 января - и к одному глобальному - отказу от вакцинирования - феноменам. Вялотекущее и маргинальное движение против прививок, электронных меток, генно-модифицированных продуктов и т.п. благодаря пандемии пошло резко вширь. Одним из главных аргументов стала защита своего личного пространства - "моё тело моя крепость". Впрочем, точнее говорить об индивидуальном пространстве. Возводится крепость, а не сооружается скафандр.
Крепость, из которой могут совершаться вылазки. Вот здесь и обнаруживается формальный парадокс: лозунг "моё тело - я распоряжаюсь" общий у борцов с вакцинированием и у борцов за признания аборта преступлением. При этом борцы с вакцинированием относятся к тому культурному кластеру, который против абортов, против толерантности, против ЛГБТ и так далее. Моё тело - я распоряжаюсь, но я распоряжаюсь и телом другого. Не вообще против абортов, а за признание аборта уголовным преступлением. Защищаю, конечно, хотя в случае нужды могу и убить - во имя защиты слабенького, беззащитного существа., во имя слезинки ребёнка и прочих казусей белли. Моя тело, и я имею право ходить в нём, куда захочу, пусть и разнося инфекцию. Ровно та же психология ратует против "понаехавших". В качестве "моего тела" выступает "моя страна", "моя цивилизация", "мой народ". Как некогда "тело короля" было телом страны и государства, "государство это я", так здесь "страна" - тело индивидуума.
Оригинал здесь