Posted 24 марта 2013,, 20:00

Published 24 марта 2013,, 20:00

Modified 8 марта, 05:19

Updated 8 марта, 05:19

Съезд постановил созвать съезд

Съезд постановил созвать съезд

24 марта 2013, 20:00
Съезд постановил созвать съезд

Девятому съезду членов Союза кинематографистов России задал тон старый оппонент главы союза режиссер Валерий Лонской, издевательски призвавший коллег немедленно избрать Никиту Михалкова вечным председателем. После этого все остальное воспринималось как плохо срежиссированный фарс.

Идея Лонского была отвергнута, но не потому, что большинство собравшихся не хотели пожизненного и посмертного председательства одного человека, а поскольку упраздняла будущие съезды. Чем лишала иногородних возможности провести пару дней в Москве за счет союза, москвичей – бесплатного обеда с выпивкой, а самого Михалкова – удовольствия каждые четыре года выслушивать славословия и получать вотум доверия, точнее, преданности. И началась ритуальная волынка с выдвижением обреченных на проигрыш конкурентов, льстивыми речами царедворцев и челяди в адрес председателя и даже его батюшки, названного великим писателем (!), и педантичным подсчетом ничего не решающих противных и воздержавшихся голосов.

Сам избранник, давно утративший контроль над смыслом своих слов, допустил несколько проговорок по Фрейду. Сначала назвал своим главным достижением то, что СК за время его правления не развалился. По правилам пропаганды нужно был добавить «и не был расколот нашими противниками», но так как СК все же раскололся, причем из-за его собственных бесогонных усилий, вышла неловкость. Еще более неловко прозвучали слова, что, если за последние годы не развалился СК, еще несколько лет продержится и Россия – как будто судьба тысячелетнего государства зависит от судьбы бессильной киноорганизации, живущей на подаяния банка ВТБ и благотворительного фонда «Урга» (дай им бог не обанкротиться). Но и это еще не все, так как после этого герой дня объявил, что его председательская задача – «создать атмосферу, в которой люди, больше всего требующие внимания и поддержки, были бы обласканы вниманием и поддержкой» и пребывали в состоянии «созидательного покоя и просвещенного консерватизма». До такого оксюморона, как созидание в состоянии консервативного покоя, не додумался бы и Оруэлл. И, наконец, под занавес этого мини-спектакля вечный председатель обрушился на оппонентов, подписавших известное письмо «Нам не нравится» и образовавших новый КиноСоюз. Лицезреть бесогона, распинающегося в своем демократизме перед верноподданными, на посторонний глаз было диковато, но михалковцы воспринимали спектакль как должное.

Показателем уровня организации всего мероприятия стали затянувшиеся на несколько часов выборы заведомо бессильного правления, которое можно было без труда сформировать на предсъездовских собраниях в гильдиях и региональных отделениях, чтобы без запинки одобрить съездом.

Затем повестку дня смял появившийся министр культуры, который с ходу предложил взять Союз кинематографистов на иждивение государства. Безвольная кинематографическая масса с готовностью согласилась стать еще и содержанкой власти. Но так как в соответствии с ритуалом для этого требуется еще раз переписать многократно переписанный устав и принять его на съезде, съезд постановил созвать съезд. Лучшей иллюстрации к тому, что такое вырожденная демократия, нарочно не придумаешь.

В целом съезд лишний раз подтвердил то, что было ясно и без него, – некогда значимая общественная организация стала домом призрения для кинематографистов преклонного возраста, где какая-то общественная жизнь сохраняется разве что в гильдиях, вызывающих периодическое раздражение начальства. Нет спора, союз должен заботиться о своих нетрудоспособных и нуждающихся членах, но опираться на эту консервативную массу и пользоваться ею как орудием против инакомыслия, самостояния и развития – значит вести сообщество к овощному состоянию.

Автор – кинообозреватель «НИ»

"