Posted 19 марта 2013,, 20:00

Published 19 марта 2013,, 20:00

Modified 8 марта, 04:58

Updated 8 марта, 04:58

Затишье перед съездом

Затишье перед съездом

19 марта 2013, 20:00
Затишье перед съездом

21 марта в Центральном доме кино начнется 9-й съезд Союза кинематографистов (СК) России. Продолжительность и число делегатов вдвое меньше среднестатистического: день вместо двух, 500 человек вместо 1000. Повестка сведена к минимуму: отчеты председателя и ревкомиссии, принятие поправок к Уставу, выборы председателя и правления, «разное».

В отличие от пяти предшествующих съездов этот обещает пройти в сонной обстановке: бунтари, осознав уровень конформизма членов организации, создали свой КиноСоюз, так что нарушать спокойствие стало некому и незачем. Со своей стороны, верноподданнейшие кинематографисты с Северного Кавказа уже подали другим знак, обратившись к Никите Сергеевичу с печатной мольбой поцарствовать еще. Словом, все должно быть в полном соответствии со словами Шуйского из пьесы Пушкина «Борис Годунов»: «Народ еще повоет да поплачет,/Борис еще поморщится немного, <…> И наконец по милости своей/Принять венец смиренно согласится».

Да и может ли быть иначе, если средний возраст членов СК, того и гляди, превысит среднюю продолжительность жизни в стране? В таких летах большинство думает пусть об обшарпанном, но своем доме-клубе, о небольшом, но стабильном пособии, каком-никаком, но гарантированном и даже слегка привилегированном медицинском обслуживании, да о единовременном вспомоществовании на похороны (о выдаче которого как об особой заслуге нынешнего председателя говорил один из его сподвижников в памятной программе Александра Гордона). Все эти блага связаны с Михалковым, так что члены и аппаратчики СК больше всего боятся, что с его уходом прекратится приток спонсорских средств в союз: никто не верит, что без них некогда богатая организация сможет свести концы с концами.

Время, прошедшее с «протестного» 7-го съезда кинематографистов в 2008 году и вскоре последовавшего за ним «реакционного» собрания кинематографистов в Гостином Дворе, ясно показало, что СК утратил свое общественное значение. Что он предпринял в ответ на противоконституционные шаги нового руководства Минкульта – на инструкцию, предусматривающую отказ в выдаче прокатного удостоверения по идеологическим мотивам, на угрозу введения черного списка, на попытку поделить фильмы на нужные народу и не нужные никому, кроме самих художников? Ровно ничего. Почему? Потому что все знают: новый министр культуры смотрит в рот Никите Сергеевичу и поперек батьки слова не молвит.

А какова позиция СК относительно двух симметричных законопроектов, внесенных в Думу двумя ретивыми депутатами, один из которых предложил заставить кинотеатры показывать кино в пропорции 20 российских к 80 иностранным, а второй – 80 отечественных к 20 зарубежным? Молчит союз, не дает ответа…

Конечно, бездействие СК компенсируется общественной активностью его председателя, который «проел плешь» тогдашнему главе правительства, чтобы тот учредил Фонд кино. И что же? В национальный кинематограф были вброшены несколько миллиардов рублей, а доля российского кино в прокате уменьшилась на столько же процентов. Год назад неугомонный Михалков выдвинул еще одну маниловскую идею – внедрить в школы курс «100 лучших фильмов». Минкульт бросился исполнять и через полгода напряженной умственной работы выдал перечень ста преимущественно советских фильмов, из которых школьникам имеет смысл показывать от силы 20.

Куда результативнее личная деловая активность Никиты Михалкова. То он получает права генерального откупщика и начинает взимать «налог с болванок». То затевает строительство отеля. То покупает в Тоскане сотню гектаров виноградников. Правда злые языки говорят, что это свидетельствует о необратимой конвертации режиссерского таланта в коммерческий.

Теоретически говоря, сменить Михалкова в Союзе кинематографистов мог бы Федор Бондарчук, который за последние 10 лет сделал огромный шаг вверх, получив значительное признание как актер, режиссер и продюсер. Он современнее и толерантнее Михалкова и, пожалуй, в нынешних условиях является наименее неприемлемой для массы кинематографистов фигурой, хотя, разумеется, неприятелей хватает и у него. Избранный председателем на 7-м съезде, но далее не признанный судом и гостинодворским сборищем Марлен Хуциев из гордости едва ли станет вновь выдвигать свою кандидатуру. Так что вопрос в том, хочет ли этого Бондарчук и даст ли добро Михалков, поскольку без его согласия Бондарчук баллотироваться не станет. Но, скорее всего, выборы будут безальтернативными или в лучшем случае альтернативными ради приличия, какими были выборы 1997 года с участием Владимира Хотиненко.

Словом, единственным человеком, способным всколыхнуть сонное царство СК, остается его председатель. Помнится, в Гостином Дворе он заявил, что «либерально-атлантическая диктатура» потратила полмиллиона долларов на его диффамацию в российских СМИ, а нынче то же слегка другими словами говорят в Думе. Теперь ему ничего не стоит призвать президента опустить железный занавес перед Голливудом, ввести православно-казачью цензуру и прогонять кинематографистов сквозь бесочувствительную аппаратуру, а сам он все еще может спеть «Мохнатого шмеля» под цыганочку с выходом. Естественно, что все это будет чистым фарсом, но следует иметь в виду факт, о котором недавно напомнил Андрей Архангельский: то, что происходит в Союзе кинематографистов, имеет обыкновение через несколько лет повторяться в масштабах страны.

Автор – кинообозреватель «НИ»

"