Posted 24 июня 2015,, 21:00

Published 24 июня 2015,, 21:00

Modified 8 марта, 03:44

Updated 8 марта, 03:44

Задвинуть и выдвинуть Малевича

Задвинуть и выдвинуть Малевича

24 июня 2015, 21:00
Задвинуть и выдвинуть Малевича

Когда выйдет эта колонка, Малевича, скорее всего, уже продадут; и будет много шума – «Супрематическая композиция №18» оценивается в рекордные 60 млн. долларов. Или не продадут – но тоже будет скандал: наследники художника отсудили эту картину у знаменитого голландского музея Стеделик и немедленно выставили ее на английские торги. Достойного покупателя не нашлось, а зрители лишились шедевра... Вот так всегда вокруг неистового Казимира кипят скандалы и расследования. Его носит то вверх, то вниз по шкале оценок и мнений.

Помню, еще совсем недавно сотрудникам Третьяковской галереи приходилось объяснять возмущенным зрителям, что означает этот «Черный квадрат» и «что хотели этим сказать». Лично я слышал минимум две противоположные интерпретации: один экскурсовод на Крымском Валу доказывал, что это атеистическая икона и нигилистический жест, другой – что это мистическое откровение, когда Бог отделяет свет от тьмы. А если еще обратить внимание на кракелюры (трещины, образовавшиеся на краске), так и вовсе можно закопаться в знаках и символах.

Скорее всего, новому Центру авангарда, который на этой неделе открывает при Еврейском музее знаменитый искусствовед Андрей Сарабьянов, тоже придется объяснять и защищать Малевича. Андрей Дмитриевич и сам понимает странное отношение у нас к авангарду. Вроде бы все соглашаются, что супрематические квадраты, кресты и треугольники – это мировое наследие, наша гордость. Даже церемония открытия Олимпиады в Сочи без них не обошлась. Но залы Третьяковки на Крымском Валу, где они выставлены, пустуют. А главная выставка, посвященная 100-летию «Черного квадрата» (1915 год), будет проходить и вовсе в Швейцарии. Московские миллиардеры собирают все что угодно (от музыкальных шкатулок до мощей святых), но только не авангард – многие жестоко обожглись на подделках, и ни один эксперт после суда над Еленой Баснер не решится на официальную оценку.

Почему даже теперь, у себя на родине, авангард не популярен? Ответ слышен в самом вопросе. Дело в том, что авангард – это не «скрепы», а их разрушение, это не православие и не народность, это – светскость и интернационализм. Малевич, как ни крути его «композиции» вправо или влево, никогда не впишется в образ борца за русскую идею – этот поляк, крещенный в костеле, писавший на украинском, всегда виделся эдакой «паршивой овцой» на полях русского холста и масла. И если бы не тлетворный Запад, который поднял на щит русский супрематизм и сделал его дизайнерским брендом, так бы и лежали все эти квадраты пыльной стопкой в краеведческих музеях.

Сегодня, как кажется, мы переживаем второй круг официального задвигания Малевича. Подсознательного и интуитивного – безмолвствующему народу он не нужен, «Квадрат» по-прежнему непонятен. Впрочем, у авангардиста есть один бронебойный козырь. И его вновь разыгрывает Запад: лондонские торги – как бы они ни завершились – навсегда соединят имя художника с 60 млн. долларов. А это вам не копеечный соцреализм.

Автор – арт-обозреватель «НИ»

"