Posted 23 апреля 2013,, 20:00

Published 23 апреля 2013,, 20:00

Modified 8 марта, 05:02

Updated 8 марта, 05:02

Секс в музее

Секс в музее

23 апреля 2013, 20:00
Секс в музее

Сразу два известных столичных музея решили сыграть на весенних инстинктах граждан. В Пушкинском, точнее в его Галерее искусств стран Европы и Америки, показывают обнаженную натуру в мировой модной фотографии. В Мультимедиа Арт Музее готовятся открыть экспозицию с названием «Влекут за собой»: женские советские образы с эротическим подтекстом. Ревнители нравственности не подкопаются: там каждый шаг и каждая вещь защищены искусствоведческой аннотацией. И вообще в музее, как в Советском Союзе, секса не бывает.

Надо сказать, что мода на эротические выставки в музеях прокатилась по миру где-то в 1990-х. Тогда каждое уважающее себя хранилище шедевров вдруг обнаружило, что их классические божества привлекают не только глубоким внутренним миром, но и чисто физически. И наподобие ребенка из сказки кураторы закричали: «А Аполлон то голый!» Этот момент считается поворотным в музейном деле: XXI век начал отходить от понимания музея как Храма. Музеи демократизировались, спустились к человеку и стали смелее, вплоть до откровенного флирта со зрителем.

Само собой, наши форпосты культуры по сей день сохраняли показную чопорность. Вы полагаете, что на недавних выставках Караваджо в том же ГМИИ или «Мира искусства» в Третьяковке хоть каким-то образом обмолвились о «сексуальности» показываемых героев, об эротическом подтексте их образов? (Об этом давно и открыто говорят по всему свету.) Да ничуть! На каждом шагу – ханжество, переходящее в серость.

Однажды я был свидетелем запоминающейся сцены. Одна солидная экскурсоводша, ведя детскую группу, услышала смешки у картины Кранаха с обнаженными влюбленными. Отреагировала она мгновенно: «Я своим детям перед походом в музей показала медицинский атлас. Советую и вам в следующий раз его изучить. Тогда сами не будете выглядеть смешно!».

Сначала я восхитился находчивостью культурного работника. Не каждый сумеет одним махом осадить тинейджерские гормоны. Типа, знайте, куда пришли. Тут вам не раздевалка. Но потом подумал (оборот тоже старорежимный, но в данном случае верный): а почему, собственно, нужно отделять Кранаха от медицинского справочника? Ведь если быть честным, этот художник эпохи Возрождения как раз и рассчитывал на бурную сексуальную реакцию, он именно предъявлял зрителю тело. В XV веке даже возник особый жанр светских ню с красавицами, выходящими из ванн. И кто как не музей как раз и должен объяснить разницу между всеми этими тонкостями. Да что там далеко ходить – в XVIII веке особым спросом пользовались именно медицинские музеи (вроде нашей Кунсткамеры) – вот где можно было насладиться внутренним миром в прямом смысле слова.

Только не поймите меня превратно. Я не то чтобы хочу превратить музеи в эротические клубы. Наши музеи, кроме секса, не замечают еще массу важных вещей: ни тебе достойного показа исламского искусства, ни реакции на новое тысячелетие, изменившее геополитику и культуру, ни шоу-бизнеса… Между тем настоятельная потребность хоть в каком-то диалоге и в весомом слове экспертов имеется. Ведь нынче по поводу разницы между порнографией, эротикой и высокохудожественным ню в головах царит полный кавардак. Это видно, когда приступают к обсуждению законов не только совсем скандального свойства, но самых элементарных, касающихся вполне конкретных изображений.

Наш музей, если судить по стерильной экспозиции в Пушкинском, выступает фильтром для любого рода двусмысленных образов. Происходит это тайно, без участия зрителя. То есть без объяснения и просвещения. Наши хранители прекрасного играют роль советской мамаши, которая бдительно выметает из сыновней спальни любой ответ на половой вопрос. У подростка в распоряжении разве что туалет. Впрочем, есть надежда, что в Мультимедиа Арт Музее покажут чуть больше и чуть острее.

Автор – арт-обозреватель «НИ»

"