Posted 14 января 2015,, 21:00

Published 14 января 2015,, 21:00

Modified 8 марта, 03:55

Updated 8 марта, 03:55

Инфляция умов

Инфляция умов

14 января 2015, 21:00
Инфляция умов

Как только цифры в обменниках стали исполнять предпраздничный канкан, а доллар с евро начали бить рекорды почище наших фигуристов, художественный мир затих и насторожился. Что ж теперь будет с привозными выставками, ведь все страховки в валюте? Как платить западным художникам и кураторам? Где печатать каталоги? Почти все крупные музеи решили повременить с планами и не объявлять их заранее. Лишь Третьяковская галерея, живущая на внутреннем продукте, заявила, что готовит блокбастер, посвященный Валентину Серову, но на него тоже еще нужно собрать десятки миллионов рублей. Очевидно, всем, кто работает с Западом и Востоком, придется пересчитать бюджеты.

Кажется, куда уж хуже. До последнего времени нас сильно выручали разные дипломатические гастроли – объявлялся очередной год культуры Италии, Англии, Швейцарии и т.д., а под него выделялись деньги на привозные выставки. Теперь мало того, что не время шиковать на вернисажных банкетах, у европейцев поубавилось желания культурно спонсировать Россию (вспомним, как оперативно англичане свернули свои проекты). Но, как это теперь модно, чем хуже – тем лучше. Попробуем по примеру правительства найти положительные моменты в нашем гордом падении.

Лично для меня этот момент один: точно так же, как господин Медведев чает, наконец, соскочить с «нефтяной иглы» и заняться своим хозяйством, очень бы хотелось проделать то же самое в сфере искусства. Ведь как в последнее время действовали наши арт-менеджеры? Всё просто: находили на Западе интересный проект (выставку, экспонаты), а потом договаривались со спонсором о его привозе – и вот вам пир на весь мир. Такой «фарцовкой», что греха таить, занимаются почти все наши главные музеи. У привозных выставок есть два преимущества: во-первых, над ними не надо думать (разве что добавить пару-тройку своих вещей), во-вторых, там всегда незамыленные экспонаты, на которые обязательно клюнет зритель. Так на первый план вышли не художники, не ученые, не кураторы, а пронырливые дельцы: приехал за границу, увидел, привез в Москву, победил.

То, что эта система когда-нибудь посыплется, стало ясно еще до валютного кризиса. Первой ласточкой, на мой взгляд, оказался Манеж с огромным мыльным пузырем под названием «Золотой век русского авангарда» англичанина Питера Гринуэя. Расчет был прост: берем иностранную кинозвезду, побольше экранов и мгновенно узнаваемых образов (что может быть популярней «Черного квадрата»?). Но тут и произошел инфляционный коллапс: стоимость господина Гринуэя в плане актуальности оказалась преувеличенной, его не взволновали авангардные картины, а наши кураторы просто ничего не смогли сделать с этим поверхностным знанием русской культуры. А в манежных планах были еще всякие американские абстракции и британские привозы – все это ушло вместе с прежним руководством.

Отсутствие своих оригинальных арт-проектов можно, конечно, оправдывать нехваткой средств. На западные гастроли деньги находятся быстрее. Но дело не только в деньгах: как и в сфере высоких технологий, в сегодняшнем арт-мире идея и инициатива играют первостепенную роль. Побеждает тот, кто сможет заинтересовать партнеров и инвесторов своим стартапом. Отчего вдруг в Вене открывается «выставка десятилетия» – картины великого испанца Веласкеса? Именно в Вене, а не в Мадриде, где бы ей положено быть. Из-за того, что австрийцы такие богатые? Возможно. Но кроме денег они смогли приложить массу духовных усилий – интеллектуальных и организационных.

Наши интеллектуальные усилия пока особенно не видны ни на внутреннем, ни на внешнем рынках. Единственный известный мне пример, когда выставка готовилась для своего зрителя, а потом отправилась покорять Запад, – «Тюдоры» в Музеях Кремля (англичане просто давали экспонаты под концепцию наших кураторов). Правда, сейчас организована страшно ангажированная и пропагандистская выставка «Карта России» (о том, как прекрасно расширялась Российская империя). И это уже второе условие для нормальной артистической жизни – свободные мозги не только от импортных, но и от идеологических вливаний.

Автор – арт-обозреватель «НИ»

"