Posted 5 марта 2013,, 20:00

Published 5 марта 2013,, 20:00

Modified 8 марта, 05:05

Updated 8 марта, 05:05

За жилплощадь – хоть чайники, хоть плазмы

За жилплощадь – хоть чайники, хоть плазмы

5 марта 2013, 20:00
За жилплощадь – хоть чайники, хоть плазмы

Буквально на днях один из самых странных, а недавно еще и скандальных музеев Москвы – Музей декоративно-прикладного искусства (МДПИ) провел настоящую информационную атаку, на разных уровнях (вплоть до министра культуры) представив новый план своего развития до 2017 года. Не нужно быть особо прозорливым экспертом, дабы догадаться, что музею в первую очередь требуются денежные вливания в перестройку площадей и реконструкцию. Впрочем, музей обещает за это время провести еще и ребрендинг – придумать себе новое имя и прибыльные направления деятельности.

Ситуация с ремонтом музеев в Москве парадоксальная. Выходит, что тот музей хорош, который начинает тотальную реконструкцию. Значит, правительство обратило на него внимание, верит в его будущее и хочет, чтобы там все вплоть до туалетов сверкало мрамором. Насчет того, чтобы использовать реальный потенциал заведения уже сегодня, пусть и без евроремонта, дать ему некую фору для творческого прорыва – это как бы дело десятое и неинтересное. Вот и Музей декоративно-прикладного искусства, недавно возглавленный Еленой Титовой (супругой Бориса Титова, бизнес-омбудсмена при президенте), оперативно уловил тренд. Он решил обратить на себя внимание очень красивой (в прямом смысле слова – красочной, с картинками и разноцветными графиками) «Концепцией стратегического развития».

Один только пересказ этого документа мог бы стать настоящей поэмой современному музейному делу. Авторы проекта собрали все самые модные идеи и даже открыли их источники: идеалом выступает Музей Виктории и Альберта в Лондоне, либо МАК в Вене, либо луврский отдел в Париже. Тут тебе и учебный центр, и пространство для общения, и кафе с магазинами, и ландшафтный парк, и еще масса подобного рода менеджерских прозрений.

Нужно заметить, что этот музей действительно в плачевном состоянии. Хотя бы потому, что делит усадьбу с другим музеем (Современной истории) и, как во всякой коммунальной квартире, тут царит хозяйственный кавардак (вплоть до разных гардеробов). Сегодня МДПИ больше похож на краеведческое заведение заштатного городка: череда пыльных платьев в коридоре и анфилада меблированных комнат наверху. Из сувениров – открытки со мстерской росписью и палехские каталоги.

На первый взгляд – беспросветное затухание. Однако если пройти похоронную декоративность и отсталую этнографию, можно очутиться на сверкающей белизной лестнице, которая ведет в выставочные залы. И тут обнаруживаются совершенно удивительные вещи. Как раз сейчас открыта выставка Татьяны Черновой – авторские гобелены, прославившиеся в Брюсселе (на Биеннале), неоклассические картины в духе эпохи Возрождения с сюрреалистическим подтекстом ХХ столетия, невероятные видеопроекции Александра Долгина с музыкой Ираиды Юсуповой. И впрямь ощущение, что попал в Лувр на проект актуального мастера.

Можно было бы пропеть осанну дирекции, которая среди такой затхлости создает европейского уровня экспозиции. Вот только две проблемы. Во-первых, экспозиция создана не музеем, а пришлым лицом – куратором Полиной Лобачевской. У нее, видимо, были какие-то свои резоны (или иллюзии), чтобы согласиться на такое внедрение. Во-вторых, музей от этого эксперимента словно дистанцировался: зрителей сюда не зовут, местные смотрят на плазмы как, на дикую экзотику.

Как раз в этом и скрыт парадокс всей «Концепции». Музей хочет быть новым и модным, желает присовокупить к своему названию слово «дизайн», ориентируется на передовиков мирового арта. Однако на уровне сегодняшнего момента мышление и концепции у него откровенно отсталые. Взять, например, выставки, которые в своем прожекте он предлагает устраивать для скорейшего привлечения публики: «ХХ век. История чайника», «Репрезентация любви: от народной прялки до авторской керамики», «Народная игрушка: от базара до музейной экспозиции». Как говорится, сплошь «от» и «до». Словно списано с советских пособий.

Есть ощущение, что вся реконструкция нужна для оттягивания времени. Пока не возникнут какие-то люди, которые привнесут в эти стены новые идеи и проекты. Вроде того: дайте нам денег, время и строительные материалы, а мы уж придумаем, как обойтись с чайниками и куда внедрить модные планшеты. Благо такие слова, как ребрендинг, междисциплинарность, коммуникативность, инновационность, уже выучены. Неплохо бы еще и научиться с ними обращаться до того, как на горизонте замаячат миллиарды под капитальное строительство. Иными словами, есть стойкое убеждение, что в этом случае сознание определяет бытие.

Автор – арт-обозреватель «НИ»

"