Posted 14 апреля 2014,, 20:00

Published 14 апреля 2014,, 20:00

Modified 8 марта, 04:19

Updated 8 марта, 04:19

Ответственность за разжигание культурной розни

Ответственность за разжигание культурной розни

14 апреля 2014, 20:00
Ответственность за разжигание культурной розни

Широко объявленный Год культуры, похоже, плавно превратился в год шоковой малокультурной терапии. Культуру одновременно решили переориентировать и переформатировать, сменить парадигму и рулевых. Чистку рядов начали с кураторов и экспертов (убрали Григория Ревзина с поста куратора российского павильона на Венецианской биеннале, поменяли экспертов в совете по современной драматургии при Минкульте). Замену провели в лучших традициях – в разгар работы, без предупреждений, благодарности и извинений. Иногда кажется, что традиция «выпинывающего удара» у нас главная культурная традиция. Причем все равно, меняют ли режиссера-консерватора на коллегу-новатора, – «выпинывающий удар» наносится сразу после объявления планов на сезон. Меняют ли экспертов-либералов на экспертов-консерваторов – та же практика. И не срабатывает даже надежда, что собственная спина подскажет в следующий раз не радоваться, когда бьют соседа рядом (даже если тебе сосед несимпатичен)! В очередной раз кто-то довольно потирает руки: «Наши ломят, гадам наподдали!»

В сторону замечу: пока культурное сообщество разрешает с собой вести себя по-хамски, с ним так и будут обращаться. Идеология будет меняться, но традиция чиновничьего произвола будет цвести и колоситься.

Парадокс, но именно в Год культуры воздух наполнился какой-то удушающей смесью, как будто открыли разом батарею банок протухших консервов. Вернулись словосочетания: «одиозная фигура», «развращающее влияние на подрастающие поколения», «подрыв нравственных устоев»… Если читать сайт Минкульта, и особенно газету «Культура», складывается впечатление, что разворачивается очередная кампания «охоты на врагов-вредителей», на этот раз гадящих именно в культурной сфере.

То, что раньше вызывало претензии эстетические, сейчас переводится в регистр идеологических обвинений. Моя прекрасная подруга из «Новой газеты» в своей колонке зафиксировала, что складывающаяся ситуация, когда любые замечания критиков могут быть использованы для предъявления политических обвинений, означает для нее лично и для нас всех запрет на профессию. Как честно оценивать спектакль, если твои профессиональные претензии будут использованы профессиональными охотниками на идеологически чуждых ведьм?

Удивительно, но ни в одном из попавших в печать разрабатываемых проектов «Основ государственной культурной политики» нет ни слова об ответственности за разжигание культурной розни. Нет ни одного показательного оклика ретивым охранникам народной нравственности. И вот уже классика Эдварда Олби аттестуют в провинциальной газете как «драматурга-гомосексуалиста». Сенатор может назвать театр «одиозным Гоголь-центром»... А уж экзерсисы о необходимости пресечения деятельности художников, идеологически чуждых тому или иному чиновнику или вхожему во власть журналисту, звучат громко, уверенно и совершенно беспрепятственно…

Если это не подстрекательство и не разжигание культурной розни – то как бы обозначить эти высказывания?

Да простят меня идеологи, мне всегда казалось, что в сфере культуры ПРАВИЛА важнее идеологии. Помню, как прекрасный капельдинер Александринки бежал по залу за какой-то нахальной дамой, ворвавшейся в парадную красоту царских кресел в мокром плаще, и взывал: «Мадам, лично я для вас готов на что угодно, но правила, мадам!»

В период буйствующей шизофрении правила – единственное, что спасает общество от хаоса. И пусть для кого-то сентенция «Россия – не Европа» является источником незаживающей душевной раны. А для кого-то тот же постулат – повод для самодовольства и гордости. А кому-то (как автору колонки) сама формула кажется идиотской, поскольку в сегодняшнем многовариантном мире каждый человек волен выбирать, европеец он или азиат, – все это личное дело каждого. Но повторяю. Важна не общность убеждений, а общность правил поведения в сфере культуры.

И вот в Год культуры сформулировать и принять эти самые правила было бы и красиво, и правильно, и культурно. Правила, согласно которым увольнения и худруков, и экспертов будут осуществляться не по прихоти департамента или Минкульта, а по закону. Правила государственных субсидий – прозрачные, понятные, обоснованные. Правила, по которым все лица, разжигающие культурную рознь заголовками типа «Поставили пьесу драматурга-гомосексуалиста» (и все от них производные), будут подвергнуты штрафу и общественному порицанию и т.д.

Поскольку, как показывает опыт, считаем мы себя Европой или нет, но единственными настоящими врагами культуры в истории всегда оказывались охотники за идеологически чуждыми ведьмами.

Автор – театральный обозреватель «НИ»

"