Posted 10 февраля 2016,, 21:00

Published 10 февраля 2016,, 21:00

Modified 8 марта, 03:07

Updated 8 марта, 03:07

Руки и худруки

Руки и худруки

10 февраля 2016, 21:00
Руки и худруки

Все помнят бородатый анекдот о секретной кнопке во вьетнамском самолете? Да-да, той самой, которую надо нажимать только в крайнем-крайнем случае. Когда надежд уже никаких. И тогда в отчаянную минуту, когда слева ужас, а справа кошмар, а впереди каюк, – за плечом появляется пара надежных мускулистых рук, и добрый голос говорит: «Подвинься, косоглазенький, теперь давай я порулю!»

Сейчас, похоже, этот самый-самый-самый крайний случай наступил практически везде. Ну, очень хочется, чтобы такие руки взяли штурвал в банковской сфере, и рубль немедленно полетел бы вверх, как накаченный гелием шарик. И чтобы ВВП начал расти как на дрожжах. А наши аграрии завалили земной шар пшеницей и репой, помидорами и огурцами, кукурузой и яблоками. И – вишневый сад, чтобы разросся на гектары и гектары…

Охотно допускаю, что такие руки есть и там, и там, и там. И даже в Министерстве образования… Но ручаться не могу. Ни за финансовую сферу, ни за управленческую, ни за социальную.

А вот за театральную – зуб даю. Руки такие есть, и даже я бы сказала – худруки…

Денег мало, перспективы мрачные, настроения депрессивные, скандалы глупые и некрасивые. Но вот надежные руки профессионалов, которые, став во главе театров, сумеют наладить процесс и привлечь в театр зрителей, – они в стране пока не перевелись.

На днях Александр Калягин с горестным недоумением в своей колонке в «Театрале» писал о непонятных перспективах Студии театрального искусства под руководством Сергей Женовача. У одного из лучших московских театров есть все – прекрасное здание, тщательно подобранная труппа, великолепный разнообразный и отшлифованный репертуар, большой и интеллигентный круг публики, среди которой преобладают люди между 20 и 30 годами… А вот денег нет совсем. Долгие годы содержавший театр меценат сейчас отошел от дел, театр остался без поддержки… И ни Минкульт, ни Департамент культуры отнюдь не спешат на помощь. Притом, что сохранение и поддержка именно такого театра – и есть лучшая стратегия и лучшая культурная политика и для городских властей, и для федеральных. Александр Калягин также упомянул и театр Soundramа талантливого Владимира Панкова, чей коллектив десятки лет скитается беспризорным по площадкам Москвы. А ведь это слаженная команда со своим лицом, своим художественным методом, своим преданным зрителем... И опять же – загадочным образом решительно не замечаемая официальными структурами.

Департамент культуры Москвы только что назвал самые посещаемые московские театры (в список вошли четырнадцать городских театров, подведомственных департаменту). Я не знаю, на основе каких статистических данных формировался этот список (надеюсь, департамент раскроет свои источники). Тем более не знаю, как именно будут поощряться – грантами ли, премиями ли? – эти самые «театры-лидеры».

Однако дело в том, что среди восьмидесяти шести столичных театров, увы, есть не только лидеры, но и многолетние аутсайдеры. Театры, куда давно не ступала нога зрителя, да и профессионалы давно потеряли к ним всякий интерес. Театры, где прочно забыли про радости ажиотажных премьер и гастролей. Театры, где сценические экзерсисы давно не высекают никакую художественную искру.

Именно этим театрам, для того чтобы выжить в новых суровых условиях, явно требуется новая кровь, новые идеи и новые руки у штурвала. Поскольку любой театр и гнить начинает с головы, и с головы же оздоравливается. Можно провести сколько угодно ремонтов, как угодно обновить административный состав, привлечь любых консультантов, но пока в театре не появится внятного худрука – все будет буксовать, вязнуть и высекать искры склок и скандалов.

К счастью, в пору всеобщего дефицита профессионалов во всех сферах в театре сохранились режиссеры, которые способны превратить пустырь в живое и захватывающее художественное дело.

«Скамейка запасных» у нас достаточно представительная, насчитывающая при самом придирчивом подсчете с десяток фамилий. Главное, чтобы люди не засиживались на ней слишком долго. Ведь за каждым из этих имен – нереализованная возможность востребованного театра.

Дело сейчас – в выработке механизма той самой заветной кнопки «перезагрузки». Важно безошибочно определить, кому она требуется и кто способен ее наилучшим образом осуществить?

Всякое театральное переформатирование – дело деликатное. И главный принцип тут – гиппократовское «не навреди».

Департамент культуры Москвы уже ввел в практику обращение к сообществу директоров, которые выступают экспертами в вопросах, касающихся решений в сфере смены директорского театрального корпуса. Мне кажется, и я даже уверена, что привлечение в качестве экспертов членов Режиссерской гильдии помогло бы в формировании нового корпуса художественных руководителей.

Автор – театральный обозреватель «НИ»

"