Posted 9 сентября 2015,, 21:00

Published 9 сентября 2015,, 21:00

Modified 8 марта, 03:17

Updated 8 марта, 03:17

Наймиты Мейерхольда и остальные враги

Наймиты Мейерхольда и остальные враги

9 сентября 2015, 21:00
Наймиты Мейерхольда и остальные враги

Как когда-то пел прекрасный Юлий Ким: «Политбандит, вообще семит/ И неизвестно чей наймит,/ И поджигатель, кажется, Кремля, не то Рейхстага – / Вот это передряга!» Казалось, те времена ушли так далеко, что возвращение к ним невозможно, и поиски врагов остались где-то во временах прабабушек. Увы!

Плановая охота на ведьм разрастается, прямо-таки как пожары в Бурятии, и оставляет вокруг себя сплошную выжженную землю. Где цвело разнообразие мнений – остались лишь одинаковые головешки. Партийность одолела и оппозиционеров, и патриотов, низведя их до уровня интернет-троллей, тупо повторяющих по любому поводу некоторое количество мантр. Это раньше ты мог гадать, как на то или иное событие отзовется политик N? Социолог M? Какие неожиданные стихи напишет сатирик Б? Сейчас кто и что скажет известно настолько заранее, что даже лень открывать Интернет. Слова все известны, роли затвержены.

А отойди независимый блогер от надоевшей до оскомины темы хотя бы на несколько сантиметров... Ну, там в качестве роздыха напиши пост не о президенте, а об облаках, закате или дружеских посиделках – тут же явятся суровые комментаторы: дескать, это вы что такое себе позволяете? Ваше дело разоблачать (вариант – воспевать) режим от утра и до утра!

Оригинальность мнений, суждений, оценки – последнее, что сейчас себе можно позволить. Немедленно бьют скопом, и не то чтобы за крамолу, но за шаг влево, шаг вправо. Сложнее всего писателям – талант-то ни в какую идеологическую клетку не влезает! Но и простые остряки попадают как куры в ощип. Недавно френд в «ЖЖ» шутканул, заметив, что красота Клеопатры и страсть к ней Антония обошлась Египту сильно дороже, чем нам страсть Сердюкова к белокурой обольстительнице. Ну, чувак, конечно, сморозил! Нашел, над чем шутить. Не убили на месте только потому, что он немедленно покинул «Фейсбук», «ЖЖ» и все прочие места, сменил пол, прописку и тембр голоса.

Критикам тоже трудно, особенно когда есть привычка думать самому, а не вслед за стадом. Вот коллега усомнился, что революционный театр непременно требует эксклюзивного содержания, а миллионные долги – это такой необходимый хвост-шлейф новаторских начинаний. И тоже огреб по самое не хочу (благо, газета его оказалась ненагибаемая, а как старались, какие силы задействовали!). Еще бы – покусились на святое, на убеждение, что новаторы в театре – это штука, ну, очень дорогая, очень (с интонацией Лайзы Минелли из «Кабаре»).

Бедный обыватель соцсетей вроде меня все время пребывает в тяжком недоумении: почему теперь принято ходить исключительно клином, на манер немецких рыцарей из фильма «Александр Невский»?

Ну, патриоты, идя громить выставку или памятник архитектуры, понятно – сплачивают ряды. По персикам бульдозером тоже в одиночку не наездишься. Но ведь за истину-то, как показывает исторический опыт, ратуют одиночки и исключительно от своего лица, а не от загадочного сообщества?

А врагов народа, наоборот, ищут исключительно коллективно.

Поиск наймитов – всякий раз попытка индивидуальную позицию размыть, вписать ее в общий строй (все дела сталинского времени строились на том, что каждый враг был нанят, завербован и подкуплен). Вот и сейчас суетится нечисть, чистит ярлыки. Ведьмы, лешие, домовые, упыри, вурдалаки исправно кидаются на все оригинальное, незаурядное, не по общему лекалу сделанное. В ход идет уже тяжелое вооружение. Недавно на наш шабаш самого Вия внесли. Полвека о нем никто не слышал. А тут открыл веки Вий со стажем – в миру товарищ Любомудров. И враз нашел в нашем театральном цеху «наймита Мейерхольда», заклеймил его крылатой формулой: «Валерий Фокин так же плох, как его учитель Мейерхольд!» И полетели инвективы о русофобии и искажении классики.

И все это было бы смешно, когда бы ни было так страшно. Ведь меньше века назад ровно из-за таких обвинений идеологических вурдалаков Мейерхольд был арестован, подвергнут пыткам и зверски убит. И вот сейчас цинично тревожат страдальческую окровавленную тень Мастера, чтобы возвести обвинения на действующего режиссера, строителя одного из лучших российских театров…

Вурдалак, упырь и мцырь пока только примеривается, шлифует формулировки. Старая методика жива, действует и заражает пространство: «А он уже политбандит,/ Уже наймит, уже семит/ И поджигатель вроде Третьяковской галереи»…

Автор – театральный обозреватель «НИ»

"