Posted 8 декабря 2014,, 21:00

Published 8 декабря 2014,, 21:00

Modified 8 марта, 04:11

Updated 8 марта, 04:11

Объединение ТЕО и ГУКОНа

Объединение ТЕО и ГУКОНа

8 декабря 2014, 21:00
Объединение ТЕО и ГУКОНа

Агафья Тихоновна из гоголевской «Женитьбы» кротко мечтала о своем, о девичьем: «Если бы губы Никанора Ивановича да приставить к носу Ивана Кузьмича, да взять сколько-нибудь развязности, какая у Балтазара Балтазарыча, да, пожалуй, прибавить к этому еще дородности Ивана Павловича»… Государственным деятелям мечты «приставить, прибавить да взять сколько-нибудь» явно близки и дороги, но вот такая девичья робость чужда и непонятна. Раз есть мечта, то зачем же дело стало? Взял Балтазара Балтазарыча и приплюсовал к нему Ивана Павловича да и Ивана Кузьмича добавил для устойчивости, не говоря уже о Никаноре Ивановиче. Что получится в результате – мечта или монстр? – чиновников как-то не очень беспокоит.

В Тюмени – раз и слепили в одно так называемое Тюменское концертно-театральное объединение сразу пять крупных учреждений культуры – Филармонию, Драмтеатр, Театр кукол и масок, ДК «Нефтяник» имени Муравленко и Тобольский драмтеатр имени Ершова. Не хочешь музыку слушать – так можешь трагедию посмотреть, а то и на кукол полюбоваться, караоке спеть. В общем, все культурные потребности удовлетворить не отходя от кассы. Губернатор Псковской области Андрей Турчак объявил, что в ближайшее время планируется объединить областную Филармонию, академический Театр драмы, Театр кукол и Областной центр народного творчества под началом одного менеджера (видимо, просто уникального специалиста сразу по всему – от драмы до частушек, от Баха до курочки Рябы). В Санкт-Петербурге объединены в единый холдинг «Открытая сцена» целых четыре театра, подведомственные санкт-петербургскому Комитету по культуре: Небольшой драматический Льва Эренбурга, театр «Post» Дмитрия Волкострелова, «Наш театр» и «Суббота».

Слияние и укрупнение – нонича тренд дня. Всякий уважающий себя департамент и всякое уважающее себя министерство и ведомство днем с огнем ищет, чего бы такое соединить, слить и укрупнить. С трендами же не пошутишь! Другой вопрос, что меняются они часто, а забываются еще быстрее. Кто сейчас помнит лозунг «ускорение»? А ведь было, было! Намажешь скипидаром, сами знаете что, и несешься такой весь ускоренный… А помешательство на инновациях? Когда все вокруг стало таким инновационным и нанотехнологичным: от нанотехнологичной развески штор до инновационного букваря… Не знаю, как у вас, но от тех времен у меня остался стойкий рефлекс: чуть рядом заговорят об инновационных спектаклях, инновационных формах театра, инновационных проектах, немедленно и рефлекторно проверяю: на месте ли кошелек? Видимо, что-то нервное.

Да и победное шествие ребрендинга, еще вчера такое актуальное, как-то застопорилось и подернулось ряской забвения. Нет, театры по-прежнему обновляют дизайн афиш и программок, но каких-то специальных камланий по этому поводу больше не устраивается. Ну, заменили шрифт в программке – и никаких пресс-конференций по этому поводу. И никаких представителей Департамента культуры с поздравлениями и поощрениями…

Нонича новое несчастье носит название «оптимизации».

Давайте поближе рассмотрим, как она выглядит на скромных культурных пажитях? Ну, вот берет не желающий отставать от своих провинциальных коллег Департамент культуры города Москвы и объединяет развязность театра «Шалом», беспорядочные метания раздираемого склоками «Центра драматургии и режиссуры», неизвестный театр «Киноспектакль» и театральный проект «Открытая сцена». И к этой телеге, запряженной лебедем, раком и щукой, неизвестно с чьей мудрой подсказки добавляет успешно действующий театр «А.Р.Т.О» (художественный руководитель – один из самых интересных сталкеров театральной Москвы – Николай Рощин).

Не в первый раз в нашей театральной истории чиновники задумывают сопрячь коня и трепетную лань. И хотя до сих пор все опыты такого рода заканчивались взрывом и аннигиляцией, но энтузиазм не убывает. Хоть бы Маяковского, что ли, перечли! Когда еще писал классик об объединении ТЕО (театральный отдел Главполитпросвета при Наркомпросе РСФСР) и ГУКОНа (Главное управление коннозаводства при Наркомземе)!

Зачем это делать? А Бог его знает. Что из этого выйдет? Ежу понятно, что ничего хорошего. Какая выгода? Из пяти директоров останется один и аналогично – одна бухгалтерия.

Вот эта рублевая экономия, сопровождающаяся полным художественным коллапсом, и называется оптимизацией.

По-моему, даже уже помянутый еж решительно не поверит, что скромные зарплатные деньги на вышеупомянутые административные единицы – та сумма, которая хоть что-то решает в государственном бюджете культуры. Вред же от потери каждым театром «своего» административного персонала – легко представим! Вообразите, что завтра «оптимизируют» машинистов в поездах или вахтеров в подъездах: оставят одного на три единицы… Ясно представили? Вот примерно так будет и с театрами: пожары, столкновения и неминуемый развал.

Совсем уж сильно смущает, что при этой оптимизации (не к ночи будь помянута) закрывается на капитальный ремонт совсем недавно приведенная в порядок площадка театра «А.Р.Т.О», расположенная в самом театральном центре столицы – неподалеку от Еt Cetera. Центральное расположение стало просто угрозой жизни для маленьких театров – слишком лакомым кусочком становятся они в глазах чиновных акул. Побывав на последнем их «предремонтном» спектакле на старом месте, автор колонки, ну, никаких признаков разрухи, для которых надо закрывать площадку посреди театрального сезона, так и не обнаружила. И не побороть подозрения, что вся задуманная «оптимизация» – дымовая завеса для очень прозаичного отъема дефицитных квадратных метров.

Связь между уничтожением театра в качестве «юридического» лица с закрытием его сцены на ремонт прослеживается прямая, но неприятная. И надо сказать, сами люди «А.Р.Т.О» в своем возврате в родные стены совсем не уверены, как не уверены и в своем дальнейшем существовании. И очень может быть, что столица лишится действительно уникального коллектива, занятого лабораторными поисками, чьи результаты были важны для всего театрального искусства. Постановки руководителя «А.Р.Т.О.» Николая Рощина многие годы получали высокие профессиональные оценки. Последние годы были для театра как никогда плодотворными. Стало можно говорить даже об отдельном направлении группы «А.Р.Т.О.» в нашем театре. И вот один росчерк пера может уничтожить десятилетние подвижнические труды…

И в очередной раз ощущаешь, что как-то тупеешь от административного произвола.

Я понимаю, что рядом с масштабной оптимизацией больниц и поликлиник театральные административные шаги – нежная лапка котенка. В конце концов, там – вопрос о реальной угрозе жизни миллионов граждан столицы. Здесь – огорчение и досада небольшой группы театралов. Там – массовый митинг протеста и соцсети, полные отчаянных призывов спасти и не допустить! Здесь – выступления недоумевающих одиночек. Но тем не менее очень хочется, чтобы это очередное объединение ТЕО и ГУКОНа все-таки не состоялось. Чтобы театральные раки и щуки жили себе на свободе. А самое главное – чтобы перестали мешать летать лебедям…

Автор – театральный обозреватель «НИ»

"