Posted 8 апреля 2015,, 21:00

Published 8 апреля 2015,, 21:00

Modified 8 марта, 03:50

Updated 8 марта, 03:50

«Поддерживать надо успешных»

«Поддерживать надо успешных»

8 апреля 2015, 21:00
«Поддерживать надо успешных»
Сюжет
Деньги

Собрав в воскресенье руководителей российских театров, министр культуры РФ Владимир Мединский объявил преприятнейшее, прямо воскресное известие: никаких госприемок и предпросмотров театральных премьер вводиться не будет, на что бы там ни намекали разные чиновные лица. Более того, государство решительно не собирается вмешиваться в репертуарную политику театров, а случай с Новосибирским театром оперы и балета является вынужденным. Руководить театром далее министерство предпочитает с помощью дирижерской (финансовой) палочки, а отнюдь не топора.

В качестве такой палочки министерство собирается использовать новый принцип выделения госдотаций, а именно – в годину финансовых перебоев вкладываться в успех (как это делают считающие деньги продюсеры со всего мира). То есть дотировать театры, опираясь на их финансовые показатели. Зритель, как известно, голосует рублем. Так что финансовая успешность театра является одновременно самым важным показателем его востребованности народонаселением. Скажем, самые успешные драматические театры в Москве (если верить данным сайта ГМУ) – Театр Вахтангова, РАМТ, Театр Маяковского, «Мастерская Фоменко» – должны за свою грамотную репертуарную и финансовую политику по новой схеме получать соответственно больше, чем коллеги, менее популярные. Приятно, что вышеперечисленные коллективы одновременно могут позиционироваться и как яркие художественные лидеры столицы.

В кризис кидать деньги в топку на манер Настасьи Филипповны никому не хочется. И новая предлагаемая система, без сомнения, тут подходит несравненно больше существующей. Сейчас ведь деньги даются либо по принципу: сколько было в прошлом-позапрошлом и невесть каком лохматом году… Либо по принципу близости к начальственному телу. Что, как вы понимаете, весьма чревато. Начальники ныне меняются, как погода. А в результате и их подопечные оказываются то в шоколаде, то совсем в другой субстанции. При друге-начальнике ты весь как есть образец всех мыслимых совершенств и ставят тебя всем в пример. А начальника сняли – и ты в перспективе долговой ямы то Ярославной рыдаешь, то, как Евгения Васильева, вопиешь: «Невиноватая я, он сам дал (вариант: не дал)!» – и несешь по кочкам прежнего благодетеля…

Опора на сухой язык цифр, конечно, предпочтительнее опоры на схемы времен царя Гороха или на подсказки левой ноги и круга заинтересованных персон. Но, увы, даже эта, более продвинутая и приближенная к реальности модель все-таки имеет свои опасные дыры, куда могут провалиться целые коллективы и направления.

Скажем, «под боем» оказываются наши небольшие театрики. Прежде всего кукольные театры, театры для детей, небольшие театры-лаборатории (скажем, лаборатории Клима и Николая Рощина в Москве)… Эти подвижники и так составляют исчезающую строку в бюджете, а сейчас при жесткой привязке к «финансовым показателям» и вовсе могут вымереть, если не будет придумана система страховочных мер.

Вторая дыра касается всех.

Но сначала одно отступление. С удивлением обнаружила, что в этом сезоне просто зашкаливающее число режиссеров обратились к русской классике. И те, которые ее ставят регулярно и по преимуществу, и те, кто обращается к ней изредка, и те, кто ею никогда и в страшном сне не интересовался. И как-то не увязывала этот внезапный ажиотаж с Годом русской литературы… Но, увы, приступ внезапной и пламенной страсти был искусственно стимулирован. Театрам финансировали и финансируют постановки именно русской классики, и ничего опричь нее… И как это назвать, кроме как «вмешательством»?

Я сама выросла в доме, где в книжных шкафах стояли «пахнувшие старинным шоколадом» и радующие «ятями» книги дедушки – преподавателя русской литературы. Все были прочитаны по многу раз, и до сих пор, сидя в зале, «слышу» все сценические отсебятины и сокращения. Но также отчетливо понимаю, что любовь к этой великой литературе может не устоять, если на нее пустить шеренги «датских постановок». Режиссеры неохотно, скрепя сердце, но все-таки ставят обязаловку. Но вот зрителя обязаловку и вовсе смотреть не заставишь. За всю историю советского театра (с его обязательными «датскими» премьерами ко всем революционным годовщинам) на пальцах одной руки можно пересчитать постановки, которые бы привлекали зрителей.

В ситуации, когда именно любовь зрителей становится для театра главным источником существования, диктовать театру, что именно ставить, как-то совсем неуместно. Либо театры судят по итогам, и тогда им необходим карт-бланш, либо «руководят» каждым их шагом, но тогда и спрашивать не с кого.

Это все «дыры», видимые навскидку. Внимательное изучение наверняка найдет их в количестве куда большем. И поэтому кажется правильным обсудить новые принципы бюджетного финансирования со знатоками театрального менеджмента. Не с географами, не с экологами, не с религиозными активистами и даже не с психиатрами (хотя они в нашей стране, кстати, во время любых обсуждений). Специально не пишу с «экспертами», поскольку после недавних разборов театральных постановок от экспертов-филологов поплохело даже театральным котам. Обсудить новые порядки стоит именно со специалистами – с руководителями театров и театральными экономистами, благо и те и другие у нас в наличии.

Автор – театральный обозреватель «НИ»

"