Posted 1 апреля 2013,, 20:00

Published 1 апреля 2013,, 20:00

Modified 8 марта, 05:15

Updated 8 марта, 05:15

Нью-Васюки как архетип новых культурных центров

Нью-Васюки как архетип новых культурных центров

1 апреля 2013, 20:00
Нью-Васюки как архетип новых культурных центров

Полезная вещь – знание русской классики. Вот начнет наш вице-премьер Владислав Сурков рассказывать о новом масштабном проекте создания в российской провинции Домов новой культуры (или попросту ДНК), а тебе слышится что-то смутно знакомое в его речи. И вот как дошел он до судьбоносной фразы: «В Калуге должно быть известно то же, что в Нью-Йорке в то же самое время», – и ты понимаешь: мать честная, да это же просто перифраз Остапа Бендера, общающегося с жителями Васюков. Помните? «Ослепительные перспективы развернулись перед васюкинскими любителями. Пределы комнаты расширились. Гнилые стены коннозаводского гнезда рухнули, и вместо них в голубое небо ушел стеклянный тридцатитрехэтажный дворец шахматной мысли».

Иногда действительно начинает казаться, что сатиру Ильфа и Петрова можно рассматривать как набор архетипов нашей жизни. Именно они предрекли горестную судьбу российских олигархов. Ну, нейдет счастье к отечественным Корейко. То женщина сделает свое черное дело, то более молодые конкуренты замучат. И даже если уехать в бананово-лимонный Кипр-Сингапур, – и там достанет судьба-индейка…

Да и мучения наших авангардистов в «12 стульях» описаны с такой проницательной силой: куда там Нострадамусу. Вы только вспомните, как беспардонно выгнали с парохода Великого комбинатора, создавшего своего «Сеятеля, разбрасывающего облигации»? Тупое быдло не приняло его прогрессивную живопись и не оценило фигуру, напоминавшую сахарный обрубок с тонкими плетьми вместо рук. Можно, конечно, предположить, что Остапа подвело отсутствие поблизости какого-нибудь прогрессивного критика, который бы объяснил народу, что профессиональные умения художнику вовсе не нужны, а самовыражения в этом транспаранте – выше крыши. Иногда этот ход в наших пенатах срабатывает. Но, положа руку на сердце, – многим дерзновенным, но необученным художникам сейчас приходится в нашей неокультуренной отсталой стране ничуть не легче, чем товарищу Бендеру.

Собственно, одна из задач ДНК – создать место, куда может прийти такой горемыка, «кого многие не понимают, и там найти тех, кто его поймет». Надо сказать, анонсирована на этот проект весьма внушительная сумма: миллиард рублей из федерального бюджета плюс вливания частного бизнеса.

Если же учесть, что по стране сейчас сокращаются дотации работающим театрам, закрываются сельские клубы, нет денег на хоровые кружки для деревенских старух и на проведение новогодних праздников для детей, то выделяемый на Нью-Васюки миллиард смотрится особенно.

Остап Бендер обещал жителям Васюков мраморные лестницы и малахитовые шахматные столики. Дома новой культуры, по замыслу создателей, – уже одним своим внешним видом начнут менять сознание россиян. За рубежом будет закуплено и соответствующее «высокотехнологичное и инновационное» оборудование.

Великий комбинатор и авантюрист Остап Бендер выступал в Васюках с брюхом, которое урчало от голода, и его цели были скромны: выманить 21 рубль 16 копеек из кассы шахматного клуба.

Понять, зачем создаются ДНК несколько сложнее.

К примеру, вы хотите окультурить близлежащий парк, скажем, замостить там дорожки. Если ваша цель сделать дорожки удобными для гуляющих и ими востребованными, – вы изучите тропинки, этими самыми гуляющими протоптанные. Если же вы хотите просто «поставить галочку» о проведенном мероприятии, – вы положите дорожки по стандартной сетке (что в Калуге, что в Первоуральске).

Так сложилось, что в каждом российском провинциальном городе – свое место культурного притяжения. Где-то это театр, где-то – ДК, где-то и вовсе кружок хорового пения.

Если считать государственной целью поддержку культуры на местах – то ровно эти живые и действующие точки и надо поддерживать. Если же просто хочется создать очередной помпезный, бессмысленный, но очень выгодный для распила любых великих комбинаторов проект, безусловно, надо строить по одному шаблону ту самую цепь Нью-Васюков – от Калуги до Первоуральска. Только потом не надо ругать жителей, что они не любят «новую культуру» и гуляют совсем в другую сторону.

Автор – театральный обозреватель «НИ»

"