Posted 23 мая 2022, 17:05
Published 23 мая 2022, 17:05
Modified 7 марта, 12:14
Updated 7 марта, 12:14
Олег Пантелеев, авиаэксперт, исполнительный директор агентства «АвиаПорт»
Звучит, конечно, пугающе, но всё ли так однозначно.
Очень многое сегодня зависит от того, насколько эффективны будут уже найденные альтернативные каналы поставок различных запчастей. Потому что некоторым перевозчикам, насколько мне известно, эти вопросы решить удалось. Естественно, ни одна из авиакомпаний сегодня официально это подтверждать не будет, чтобы этот канал поставок не закрыли. Но, так или иначе, поставки запчастей происходят.
Безусловно, авиаторы все равно будут каннибализировать самолеты, то есть снимать блоки запчастей с одних самолетов и ставить на другие. Это происходит во всем мире на протяжении многих лет, хотя носит точечный характер.
Для российских перевозчиков каннабализация парка станет более распространенным явлением. Однако я не считаю, что это критично с точки зрения безопасности полетов, и в целом не разделяю пессимизм западной прессы.
Начнем с того, что в авиации с донорством вообще никаких проблем нет, потому что если агрегат исправен, а снимают только исправные агрегаты нелетающего самолета, то ограничений на его использовании на другом экземпляре воздушного судна не существует.
Губительно ли для отрасли, что постепенно начнет уменьшаться количество судов? На сегодняшний день на российском рынке авиаперевозок достаточно много самолетов - более 1300 судов. В результате мы видим избыточность предложения на некоторых направлениях, когда одни и те же рейсы иногда выполняют 10 и более авиакомпаний. Например, авиасообщение между Москвой и Санкт-Петербургом.
При каннибализации парка перевозчики будут вынуждены более рачительно использовать воздушные суда, сокращать избыточную конкуренцию, специализироваться на тех или иных направлениях. Также может вырасти доля путешественников, выбирающих железную дорогу.
В условиях, когда недоступно большинство международных направлений, российские авиакомпании смогут обслуживать внутрироссийские линии даже сокращенным на треть парком воздушных судов. К тому же моменту, когда число исправных самолетов иностранного производства сократится в еще большей степени, российский авиапром должен успеть восстановить производство отечественной линейки самолетов. В общем, предлагаю не драматизировать ситуацию раньше времени.