Posted 30 июня 2022,, 13:50

Published 30 июня 2022,, 13:50

Modified 7 марта, 12:26

Updated 7 марта, 12:26

Не служит, а реализует. Как чиновники изменили роль школьного учителя

30 июня 2022, 13:50
Михаил Павловец
Депутаты изъяли из закона об образовании понятие «образовательная услуга», заменив его жутковатым «выполнением государственного задания».

Коллега по цеху поймал новость: "Госдума одобрила исключение из закона понятия "образовательная услуга". Вместо этого будет использоваться термин "реализация образовательной программы". Интересно и обоснование этого решения первым зампредседателем комитета ГД по контролю Дмитрием Гусевым:

"Педагог не обслуживает ученика, он занимается формированием личности, он обучает ребенка, который пришел к нему в школу. А это совершенно разные вещи. Нельзя унижать престижность профессии учителя".

Тут, конечно, интересно, двойное смешение - юридического понятия "услуги" с общеупотребительным ("Действие, приносящее помощь, пользу другому" - ср. "дружеская услуга", но и: "медвежья услуга"), а затем смешение его уже с понятием "обслуга", "обслуживающий персонал", "обслуживать" ("нельзя работу учителя приравнивать к уровню торгового работника" - тут Гусев принижает уже роль торгового работника, но при этом у него: "ребенок приходит к учителю в школу" - а не наоборот, "учитель приходит к ученику в школу", что тоже однобоко, конечно, но хорошо проявляет характер взаимоотношений двух сторон).

Собственно, типичный случай для нашей страны: сперва от домодерного понимания профессии учителя как "служения" (сродни профессиям священника, врача или солдата) прыгнули сразу в постмодерное светлое будущее, где образование есть взаимодействие двух субъектов - учителя и его ученика, один из которых добровольно помогает другому. Но затем испугались этого утверждения субъектности - и откатили назад, в модерное понимание образования как безличного "процесса реализации программы": субъектностью здесь обладает разве что "программа", которую "реализуют" - но кто? кому? Зато, цитирую, "вводятся такие понятия, как «объем финансового обеспечения реализации образовательной программы» и «объем финансового обеспечения выполнения государственного (муниципального) задания»" - и вот слово "задание" возвращает главное: субъектность власти, выпавшей из взаимоотношений "учитель - ученик" в модели "образовательной услуги".

"