Posted 28 апреля 2015,, 21:00

Published 28 апреля 2015,, 21:00

Modified 8 марта, 03:38

Updated 8 марта, 03:38

Крутится-вертится «ШАР»

Крутится-вертится «ШАР»

28 апреля 2015, 21:00
Крутится-вертится «ШАР»
Сюжет
Деньги

Несколько дней назад были объявлены результаты первого этапа минкультовского конкурса, на котором решается, какие мультфильмы профинансирует государство в этом году. Если на втором этапе проекты рассматривает экспертный совет, рейтингуя анимационные заявки в зависимости от их художественного качества, то на первом происходит процедура сугубо бюрократическая: чиновники проверяют поданные документы на соответствие.

В этом году критические ошибки были обнаружены в 22 заявках, в число которых попали почти все проекты «ШАРа» – ведущей анимационной школы и одной из лучших мультипликационных студий России.

Ошибку «ШАР» допустил плевую: запутавшись в противоречивых приказах, они указали не ту сумму запрашиваемой господдержки (70% от общего бюджета вместо 66,6%). Казалось бы, пустяк, учитывая, что Минкульт по своему усмотрению может урезать (и иногда это делает) объем финансирования конкретного проекта. Но нет. Через строгий чиновничий фильтр никакие лишние 3,4% не пролетят.

Ничего личного, только бюрократия. Однако каждый такой формальный отказ становится страницей в человеческой истории. Например, в истории режиссера Светланы Филипповой, чей фильм «Митина любовь» «ШАР» не может запустить уже второй год (в 2014 году Минкульт отложил финансирование проекта на осень, однако осенью дополнительного конкурса не было, и вот опять промах). Великолепный художник и замечательный режиссер, Светлана Филиппова без проблем могла бы запустить новое кино во Франции или в Германии, где находилось финансирование для предыдущих ее фильмов. А вот в России с этим проблема.

Еще нынешний отказ станет страницей в истории выпускников «ШАРа», которые как раз приступили к производству своих дипломных фильмов и будут вынуждены делать их без денег, то есть без нормального звука (ведь и за музыку, и за работу звукорежиссера нужно платить) и прочих элементов, которые помогают фильму стать полноценным высказыванием.

И, конечно, этот отказ станет страницей в истории самой школы-студии, которой и без того приходится несладко. Выросший из Высших курсов сценаристов и режиссеров, благодаря усилиям Федора Хитрука, Юрия Норштейна, Эдуарда Назарова, Андрея Хржановского, этот институт буквально каждый день борется за выживание, не получая от государства никакой стабильной и последовательной помощи. Даже собственного помещения у «ШАРа» нет. Последние годы они проживали при студии «Союзмультфильм», но недавно, согласно очередным приказам-указам, их оттуда выгнали, и теперь школа переживает уже третий за десятилетие переезд, пакует технику, разбирает сложные мульт-станки...

Это при том, что в России остро не хватает анимационных школ (по всей стране всего около десятка вузов и сузов, где обучают анимационным профессиям), а существующие по большей части учат из рук вон плохо, и как следствие половина проблем нашей мультипликации упирается в нехватку специалистов всех уровней и профессий. «ШАР» же за 23 года своего существования стал настоящим «знаком качества». В разное время школу закончили Елена Чернова и Андрей Соколов, Леонид Шмельков и Светлана Разгуляева (те самые молодые режиссеры, которые в 2014-м и 2015-м представляли Россию на «Берлинале») и еще многие лучшие авторы среднего и молодого поколения.

Не то чтобы чиновники Минкульта об этом не знали. И про блестящую работу школы-студии, и про неиссякаемые их проблемы хорошо известно всем мало-мальски связанным с анимационной средой людям. Художественный руководитель школы, знаменитый режиссер Андрей Хржановский, неоднократно обращался с письмами в Министерство культуры. Все без толку.

Теперь школе-студии «ШАР» нужно будет пережить очередное приключение: чтобы справиться с ситуацией, они собираются освоить новомодный краудфандинг (сбор средств через Интернет). Можно не сомневаться, что, конечно, и денег они соберут, и выпускников доучат, и сделают хорошее кино, которое завоюет очередные призы на очередных фестивалях. Но сколько бы побед ни принесли эти будущие «шаровские» фильмы нашей стране, мы-то все равно будем знать, что в самой России в очередной раз победила безжалостная и бессмысленная бюрократия, одержав верх и над искусством, и над здравым смыслом, и над любыми прекрасными стратегиями по развитию отечественной мультипликации.

Автор – кинообозреватель «НИ»

"