Posted 25 марта 2014,, 20:00

Published 25 марта 2014,, 20:00

Modified 8 марта, 04:29

Updated 8 марта, 04:29

Когда политика встречается с искусством

Когда политика встречается с искусством

25 марта 2014, 20:00
Когда политика встречается с искусством

Нынешний Суздальский анимационный фестиваль получился необычным. Однако удивил он даже не масштабом (хотя программа мероприятия была огромна), а тем, что искусство здесь оказалось далеко не на первом месте, уступив ведущие роли патриотизму, политике и отчасти коммерции. Первые сигналы прозвучали еще во время пресс-конференции, на которой выступавшие режиссеры и художники (Леонид Носырев, Вера Кудрявцева, Аркадий Мелик-Саркисян, Ирина Кодюкова) по очереди говорили о важности патриотического кино и жанра сказки, о просветительской и воспитательной функции анимации.

В тон такому началу – и основное информационное событие фестиваля: приезд в Суздаль министра культуры РФ Владимира Мединского. Готовясь к визиту важного гостя, в баре запретили курить, часть фестивальной публики отправили на экскурсию в город, а холл турцентра, где традиционно проходит фестиваль, вместо обычной бесшабашной художественной тусовки наполнился нервничающими костюмами. Кортеж из четырех машин в легкой дымке подъехал ко входу в турцентр с двухчасовым опозданием, из-за чего практически сорвано было общее собрание Ассоциации анимационного кино, которое проходит всего раз в год именно в Суздале. Но никто не грустил, ведь Мединский «без протокола» побеседовал с представителями сообщества: Юрием Норштейном, Андреем Хржановским, Александром Петровым, а также с важными продюсерами, – и в очередной раз обещал аниматорам содействие. В частности, Владимир Мединский обещал на правительственном совете по кинематографии под председательством Дмитрия Медведева поднять несколько важных для мультипликации вопросов: квотирование детских программ на основных телеканалах (не менее 2% в промежутке с 8 утра до 10 вечера), налоговые преференции для анимационной индустрии (по аналогии с IT), а также создание мультипликационного детского ТВ-канала.

Разумеется, приезд министра определенным образом изменил среду не только в те два часа, когда высокий гость ходил по турцентру, но и на все время фестиваля. Сюда стеклись всевозможные продюсеры и коммерсанты, а также чиновники: директор департамента кинематографии Вячеслав Тельнов, директор Фонда кино Антон Малышев, представители администрации президента, а также аппарата Владимирской области. И хотя важные особы не на всех мероприятиях присутствовали, сам факт их нахождения где-то рядом накладывал отпечаток: вплоть до того, что бессменного суздальского конферансье, писателя и драматурга Вадима Жука, просили шутить как-нибудь аккуратнее, не задевая острых тем.

Возможно, все бы это и прошло безболезненно, если бы не призовой список. Жюри в этом году выглядело как-то особенно солидно, поскольку включало и Вадима Абдрашитова, и Алексея Рыбникова, и всемирно известного анимационного режиссера Алексея Алексеева, а также художника Аркадия Мелик-Саркисяна и белорусского режиссера Ирину Кодюкову. Однако вынесенное жюри решение буквально поразило профессиональную публику: достаточно сказать, что с первой десяткой рейтинга, составленного из мнений профессионального зрителя, призовой список почти не пересекся (рейтинг возглавили: «Мой личный лось» Леонида Шмелькова, «Брут» Светланы Филипповой, «Мужчина встречает женщину» Дмитрия Геллера). Также не совпал призовой топ ни с мнениями критиков (они выдали свою награду Геллеру), ни с предпочтениями мэтров анимационного кино, традиционно вручавших приз имени Александра Татарского (он достался Филипповой). Можно было бы предположить, что такой расклад дело вкуса, однако после неформального разговора с членами жюри стало казаться, что как минимум половина судейской группы просто небрежно отнеслись к своим обязанностям. Не было ни серьезных обсуждений, ни голосования, ни обычных для такой работы пересмотров спорных фильмов. Не факт даже, что наиболее именитые «жюристы» дали себе труд посмотреть программу целиком.

Приструнить халтурщиков мог бы президент фестиваля, занимай эту почетную должность известный режиссер. Однако после смерти Александра Татарского президентский жезл стал переходящим и каждый раз достается всего на год победителю зрительского рейтинга. На Суздале-2014 президентом оказалась юная Наталья Чернышева, которая в данный момент учится во Франции и на фестиваль вообще не приехала.

Все перечисленные события можно было бы счесть несчастным совпадением, однако думается, что «случайности неслучайны». Последние годы суздальский фестиваль, ведя по вполне понятным причинам постоянную борьбу за существование, куда больше внимания уделял вещам формальным: количеству и размаху мероприятий, взаимоотношениям с чиновниками, получению более интенсивного финансирования… Что до художественной политики, она все как-то оставалась на заднем плане, вплоть до нынешнего года, когда, кажется, и само искусство превратилось всего лишь в предлог для разговора о других, куда более приземленных материях.

Автор – кинообозреватель «НИ»

"