Рус
Eng

Историческая клюква, или о чем говорят модные сериалы

Историческая клюква, или о чем говорят модные сериалы
Мнение

31 мая, 13:54
Марина Шаповалова
Писатель
Популярные сериалы на исторические темы, но не имеющие ничего общего с реальной историей, снимают тогда, когда идеологический курс государства совпадает с массовым народным запросом.

Много лет назад - я тогда ещё включала иногда телевизор фоном - отметив взглядом что-то безвкусно-костюмное на экране, слышу имена: Манефа, Флёнушка... Ой, Мельников, который Печерский, «В лесах»?.. Долгий процесс осмысления увиденного описывать тут не буду, только результат: авторам сериала «удалось» превратить хтонический мрак литературной основы в пошлейший мыльный лубок. А зачем - вот это интересно.

Я тогда в своём ЖЖ описала подробно своё, мягко говоря, впечатление от увиденного. А подписчиков у меня было немало, текст разошёлся, и его случайно прочёл человек, приглашённый ещё до съёмок к работе над костюмами. Он мне и рассказал интересные подробности.

В первоначальном замысле, оказывается, и костюмы, и декорации соответствовали исторической правде. Плюс-минус - были, может, поярче и поинтереснее, чем у заволжских старообрядцев, но без развесистой клюквы. Костюмы даже успели отшить. После чего заказчики отсмотрели проделанную работу с кислыми минами на фейсах и сказали, что вот этого всего не надо. Нахрен, мол, зрителя грузить этой мрачной скукотой. Костюмы выбросили, нанятых художников уволили и сделали всё красиво. Про переделку сценария мой случайный знакомый ничего не знал, но с этим мне и так всё было понятно. Роман Мельникова полностью выхолостили, разведя основные сюжетные линии соплями на сладком сиропе.

Вспомнила я эту историю во время триумфального шествия по мировым экранам турецкого сериала «Великолепный век».

Тема - моя любимая. Мало что я с таким усердием изучала, как Османскую Империю времён Сулеймана Кануни. И, конечно, роскошные костюмы якобы обитателей гарема и дворца Топ Капы сразу мне напомнили про сериал «В лесах». Тот же способ представления «прекрасного прошлого».

А теперь - мой ответ на вопрос «зачем?» На примере не русского, а турецкого сериала, стяжавшего максимальный зрительский успех.

Ключевой фигурой турецкой истории на протяжении десятилетий и до недавнего времени был Кемаль Ататюрк. Со всеми известными противоречиями эпохи олицетворявший устремление Турции в общеевропейское будущее. Имперское прошлое золотым фоном подсвечивало эту тенденцию, но в нём важным виделось всё то, что исторически соединяло страну и народ с общемировым цивилизационным контекстом. Царствование и завоевания Сулеймана непротиворечиво укладывались в такое восприятие, поскольку сей великий султан распространил своё влияние почти на половину Европы и был важнейшим актором судьбоносных исторических событий. Не менее, но и не более того. Ататюрк же разорвал путы архаики, затормозившие страну, во многом лишившие её заслуженных передовых позиций на мировой арене. Он как бы восстановил распадавшуюся связь времён, расчистил завалы и направил Турцию туда, где ей место - в авангард человечества. В «клуб великих держав», определяющих мировой порядок.

«Непредсказуемое прошлое», непременно великое и особое, выходит на повестку дня, когда что-то не складывается в настоящем. К концу 20 века турки вдруг обнаружили, что их довольно обидным образом не считают европейцами. Что ими пренебрегают те самые народы, которые веками жили в подданстве османских султанов. Которым в империи были открыты головокружительные социальные лифты, а приобщение к распространённой в ней культуре подарило множество благ!..

У отвергаемых, оказывается, есть собственная гордость - великое прошлое тому доказательством. И трактовать его - о, сюрприз! - можно по-разному.

«Неотесанная дикарка-интриганка Хюррем», наглая и подлая, извлекается из него как досадная первопричина всех последующих бед: ведь именно она, околдовав величайшего султана и коварно воспользовавшись его доверием, лишила империю будущего. Она оклеветала самого достойного наследника, сына ненавистной соперницы, и добилась его казни. А на трон привела своего бездарного сына-пьяницу. С него и началась «геополитическая катастрофа» деградации, а потом и распада империи. Чему удивляться: всё зло - от европейских инородцев, по своей природе низких и неблагодарных, всегда ненавидевших всё турецкое. Им были чужды турецкие традиции - они их ломали. Они не ценили величие страны, давшей им всё - и подорвали его своим тлетворным влиянием...

Трактовка не новая. Хотя и даром турецкими же интеллектуалами четыре сотни лет опровергаемая. После Ататюрка легенда о Хюррем-«интриганке» на время потеряла актуальность, но вот снова понадобилась. Вместе со всеми «духовными скрепами» в виде великолепной гаремной жизни.

Все развесистые и цветастые «исторические» вампуки - они про это. Так «делают красиво», когда идеологический курс совпадает с народно-массовым запросом.

Неплохо бы узнать, что такого красивого «исторического» снимают сейчас в Китае.

Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажмите ctrl+enter